Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Лекция 9. ЗАПАДНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДЕРН

Г. ЗИММЕЛЬ

Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий социолог, культуролог, философ, стремившийся сочетать в своих исследованиях познавательные возможности социологии и метафизики. Выпускник, а затем преподаватель, профессор Берлинского университета. Преподавал в университете Страсбурга. На его взгляды оказали влияние идеи Кассирера и Бергсона. Написал 30 книг, среди которых: "Социальная дифференциация" (1890), "Введение в моральную науку" (1893), "Философия денег" (1900), "Кант" (1904), "Социология" (1908), "Философская культура" (1911), "Рембрандт" (1916), "Созерцание жизни" (1918) и др.

Зиммеля нельзя считать социологом-позитивистом. Его теоретическая позиция пребывала где-то посредине между ориентирами метафизической и позитивной социологии. Он полагал, что над миром конкретного социального бытия существует мир идеальных ценностей. Этот мир был для него сферой чистых форм с ее собственными законами. И Зиммель считал, что социология должна исследовать эту сферу, отделив ее от эмпирико-психологического мира человеческих мотивов, желаний, интересов и переживаний. Изучение этих идеальных форм позволило бы социологии, по мнению Зиммеля, выйти из-под власти расхожих стереотипов субъективизма и морализаторства.

Идеальные ценности-формы имеют иную природу, чем идеи Платона. Они создаются усилиями человеческого духа и поэтому не обладают абсолютным совершенством, а напротив, являются носителями земных несовершенств. Они, как и все, что пребывает в социальном времени и пространстве, способны утрачивать свою продуктивную силу, коснеть и становиться препятствием на пути появления новых ценностей. Между теми и другими могут разворачиваться драматические конфликты, динамику которых можно сравнить с биением пульса всей культуры как единого целого. Задача социологии - следить за этой

"пульсацией", исследовать бытие культурных форм в контексте социальной реальности.

Зиммель разграничивал методологию познания на естественно-научную и гуманитарную и считал, что социология занимает промежуточное место между ними. Это позволяет ей использовать возможности обеих методологий. Так, от естествознания она берет: 1) живой интерес к фактам, 2) любовь к точности, 3) интерес к прописыванию причинно-следственных связей. От гуманитарных же наук в нее вошли: 1) способность смотреть на социальные реалии как на ценности, 2) использование принципа понимания (а не только объяснения), 3) интерес не только к фактам, но к стоящим за ними человеческим индивидуальностям, 4) внимание не только к внешним поведенческим акциям, но и к их мотивам.

Принцип понимания занимает особое место в социологии Зиммеля. Он позволяет разрушить барьер бесстрастного объективизма-рационализма, отделяющий познающего субъекта от познаваемого объекта. При его участии образуется живая связь между личностью и миром: субъективность вторгается в объекты, одухотворяя, "очеловечивая" их, а объектное входит в субъекта, наполняя его ощущением и сознанием единства и целостности мира. В итоге удается избегать упрощенного схематизма в истолковании сути мира, социума, человека и процесса познания.

Значительное внимание Зиммель уделил исследованию социальных конфликтов. Для выдающегося немецкого социолога конфликты выступали неотъемлемым атрибутом социальной жизни, ее практических и духовных, политических, моральных, правовых и прочих проявлений. Он полагал, что одна из причин такого положения вещей коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Индивиды изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации и к различным деструктивным проявлениям, влекущим за собой столкновения и конфликты.

Однако далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, ибо отнюдь не все из них ведут к разрушению социальных структур и к опасным социальным изменениям. Зачастую они служат сохранению разномасштабных социальных целостностей и выполняют тем самым конструктивные функции. Особенно хороши для этого не слишком острые и не слишком масштабные конфликты. Те из них, что заявляют о себе в сравнительно "мягких" социальных формах, способны осуществлять функции упорядочения и интеграции по отношению к тем социальным системам, внутри которых они разворачиваются.

Зиммель выявляет некоторые характерные особенности генезиса и проявления социальных конфликтов. Он утверждает, в частности, что острота и динамика конфликта напрямую зависит от степени эмоциональной вовлеченности участников в сущность спорных вопросов. Чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее группы противников, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут оказаться его последствия.

Зиммель выявляет также целый ряд других существенных социально-психологических признаков конфликтных ситуаций, обозначает функции межсубъектных конфликтов по отношению к социальному целому. Вот некоторые из этих функций, проливающие свет на природу социально-правовых конфликтов, сформулированные американским социологом Дж. Тернером:

I. Чем меньше острота конфликта, чем больше социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем больше вероятность того, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого.

II. Чем чаще конфликты и чем они менее остры, тем вероятнее члены подчиненных групп смогут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами собственной судьбы и, следовательно, поддерживать интеграцию системы.

III. Чем менее остр конфликт и чем он чаще возобновляется, тем больше вероятность того, что будут созданы, соответствующие юридические нормы, регулирующие лежащие в его основании противоречия.

IV. Чем сильнее вражда между группами в социальной иерархии, чем реже при этом открытые конфликты между ними, тем сильнее их внутренняя сплоченность, тем вероятнее, что они будут удерживать определенную социальную дистанцию и тем самым содействовать сохранению существующего социального порядка.

V. Чем более продолжителен и менее остр конфликт между группами, в различной степени обладающими властью, тем больше вероятность того, что они отрегулируют свое отношение к власти.

VI. Чем острее и продолжительнее конфликт, тем больше вероятность того, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.

VII. Чем продолжительнее угроза острого конфликта между субъектами, тем прочнее коалиции, в которые вступает каждая из сторон, участвующая в конфликте.

Многие из теоретических положений Зиммеля оказались довольно продуктивными и впоследствии привлекали к себе внимание социологов следующих поколений. В первую очередь это относится к тезису о положительной функциональности социальных конфликтов средней и малой остроты.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші