Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Культурологія arrow Культурология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие.

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи ли особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.

Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до и. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.

Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в У руке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до п. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из У рука (начало 3-го тысячелетия до. н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое (стела царя Нарам- Суэиа, около 2300 года до и. э.).

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші