Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Развитие культуры и происхождение власти

Культура

Культура (от лат. cultura - образование, воспитание, возделывание) - специфический признак человека, выражающийся в системе различных, меняющихся во времени и в пространстве внебиологических способов оформления тех или иных видов деятельности, большинство которых присущи всему человечеству с начала его существования1. Основные подсистемы культуры - производственная (производство средств существования и орудий для их добывания, создание средств жизнеобеспечения, транспорт и т. д.), духовная (включая научную, художественную, религиозную, коммуникативную и другие виды познавательной деятельности) и организационная (включая соционормативную, политическую, управленческую и другие виды деятельности) [68]. Хотя они присущи всем людям, но у каждой локальной пространственно-временной группы (этнической, социальной, конфессиональной) эти виды деятельности оформляются различными, более или менее специфичными именно для данной группы способами, которые в совокупности и составляют ее культуру. Культура в целом является универсальным механизмом адаптации человеческого общества к многообразным условиям природной и социальной среды. Выявление подсистем культуры зависит от специфики и относительного преобладания тех или иных видов деятельности, лежащих в ее основе. Однако в любом случае эти подсистемы не изолированы, а взаимосвязаны, и каждая из них отражается во всех других. В культурах любого стратифицированного общества выделяются субкультуры, соответствующие тому или иному сегменту, или слою, общества (городская, молодежная и т. д.) [68].

Культура в зачаточных формах появляется вместе с человеком в виде навыков изготовления орудий труда и пользования ими. Наряду с материальной культурой уже на стадии неандертальцев появились зачатки духовной культуры, зафиксированные в рисуночной деятельности, обрядовых ритуалах и т. д. На начальных этапах своего развития культура выступает как нечто единое, и каждый индивид, каждая семья являются носителями всех основных признаков культуры определенного этноса. В процессе разложения первобытнообщинного строя из первоначально единой этнической культуры выделяются отдельные субкультуры - профессиональные ритуалисты (шаманы, колдуны, жрецы); профессиональные военные; профессиональные земледельцы, скотоводы, ремесленники и другие производители материальных благ. С началом классообразования возникают зачатки элитарной культуры знати, противопоставленной культуре рядовых членов общества (массам) [68].

Хозяйственно-культурные типы

Хозяйственно-культурные типы - это историко-типологические общности, для которых характерны сложившиеся традиционные комплексы хозяйства и культуры, типичные для этносов, различных по происхождению, но обитающих в сходных природных условиях и находящихся примерно на одном уровне социально-экономического развития [68]. Это развивающиеся во времени и в пространстве социально-культурные системы, связывающие группы населения (этносы или их части) через механизмы культуры и хозяйственную деятельность с природными системами разных уровней (планетарного, регионального и локального). Хозяйственно-культурные типы, как и все другие общественные явления, проходят определенные ступени исторического развития [68].

К первой, наиболее древней группе относятся хозяйственно-культурные типы с присваивающими формами хозяйственной деятельности, преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства. Присваивающее хозяйство соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. Его представителями были немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других - полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, преимущественно коллективная собственность и коллективное распределение добычи, архаичность социальных структур и скудность материальной культуры.

Ко второй группе относятся производящие хозяйства, в которых основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество переходит от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. С развитием земледелия и подвижного скотоводства постепенно возникают социальное расслоение и связанные с ним раннеклассовые отношения.

Появляются городские торговые центры, ремесло отделяется от сельского хозяйства, расширяется обмен между этносами и историко-культурными регионами, формируются различные хозяйственно-культурные типы на основе использования как ручного труда в земледелии, так и тягловой силы скота при обработке полей, что знаменует следующий важный этап в хозяйственно-культурном развитии человечества [68].

Третья, наиболее поздняя группа объединяет хозяйственно-культурные типы с земледелием, основанным на использовании в качестве тягловой силы домашних животных. Синтез земледелия и животноводства стал значительным скачком в социальном прогрессе. К древнейшему хозяйственно-культурному типу третьей группы относятся оседлые пашенные земледельцы.

В экономически наиболее развитых странах Европы и Америки широко развернувшиеся к ХХ в. процессы индустриализации и урбанизации привели к тому, что большинство населения постепенно приобщалось к городской жизни и промышленной деятельности, определяемой общим направлением товарной рыночной экономики, и хозяйственно-культурные типы с земледельческо-животноводческой основой начали

утрачивать свое значение, деформироваться и разрушаться. На их месте стали формироваться новые зональные комплексы экономического и культурно-бытового характера, имеющие более обслуживающую, чем производящую направленность.

В настоящее время некоторые хозяйственно-культурные типы в видоизмененной форме входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых "обслуживающих" комплексов, которые стали складываться в условиях быстрого научно-технического прогресса, коренных изменений социальной структуры, увеличения численности городского населения и расширения сферы услуг, интернационализации многих элементов материальной и духовной культуры [68].

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші