Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Культурологія arrow Культурология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Высокое возрождение

В конце XV - середине XVI века наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция.

В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д'Анджело Браманте (1444-1514), придавший своим сооружениям величаво-монументальный облик. Главное создание Браманте - проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с симметричной композицией.

Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Его деятельность была всеобъемлющей; ему принадлежат гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.

Уже ранние живописные работы Леонардо отличают естественность и пластичность, внутренняя закономерность композиции ("Мадонна с цветком", 1478).

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - "Тайная вечеря", исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане.

Одно из самых прославленных произведений Леонардо да Винчи - портрет Моны Лизы ("Джоконда", около 1503 г.). Художник явился новатором в развитии портретной живописи Возрождения. Величественная фигура молодой женщины расположена на фоне сложного полуфантастического пейзажа, который тонко гармонирует с характером модели. Поражает живописное мастерство художника. Тончайшая дымка светотени (так называемое сфумато) окутывает фигуру, в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

К достижениям графики Леонардо относится картон для фрески "Битва при Ангиари". В последние годы жизни художник занимался научными изысканиями, в которых он также опередил свое время.

Младшим современником Леонардо был Рафаэль Санти (1483-1520), воплотивший в своем облике, характере, в своих произведениях представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения. Он создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.

Одухотворенным лиризмом отличаются его работы, посвященные образу Мадонны ("Мадонна Коннестабиле", 1502 г., "Мадонна в зелени", 1505 г., "Мадонна со щегленком", 1507 г., "Прекрасная садовница", 1507 г. и другие).

В период с 1509 по 1517 год Рафаэль создает росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Содержание фресок определил сам папа Юлий II. В библейские сюжеты Рафаэль ввел портреты своих современников и знаменитых людей прошлого. Во фресках разработаны четыре темы: "Афинская школа", "Парнас", "Диспут", "Юстиция".

Римский период творчества Рафаэля отмечен созданием "Сикстинской мадонны" (1515-1519 гг.), предназначавшейся для церкви св. Сикста в Пьяченце. Художник создал образ, и сегодня потрясающий нас своей глубиной и силой.

Кульминацией Высокого Возрождения явилось творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564). В каждой из областей художественного творчества он оставил выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики, архитектуры, поэзии. Вся жизнь Микеланджело - это борьба за утверждение права человека на свободное творчество.

Первая оригинальная скульптура - мраморная группа "Пьета", воплотившая гуманистические идеалы Возрождения.

Величайшим созданием мастера явилась статуя Давида (1501- 1504 гг.), установленная в центре Флоренции перед зданием палаццо Веккьо и выражавшая идею гражданского подвига, призыв к защите отечества.

Могучий талант художника проявился в росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512 гг.), где размещено девять композиций па библейские сюжеты, и алтарной степы - фреска " Страшный суд".

Микеланджело принадлежат такие скульптуры, как изображение пророка Моисея, надгробия Медичи в капелле при церкви Сан-Лоренцо (фигуры-аллегории "Утро", "Вечер", "День" и "Ночь"). Высокие гуманистические принципы торжествуют в архитектуре собора св. Петра в Риме. И в годы общественной реакции, наступления католической церкви Микеланджело не утратил веры в человека, в торжество разума.

В 1520-1530-е годы в Италии распространяются явления, чуждые ренессансной культуре, получившие впоследствии название "маньеризма". В этом явлении нашли отражение внутренний разлад и чувство бессилия художников перед неразрешимыми противоречиями жизни. Идеалы гармоничной личности сменились пессимизмом, надломленностью, опустошенностью. Деформация, удлиненные пропорции фигур, причудливые линии характеризуют произведения художников Понтормо (1494- 1557), Пармиджанино (1503-1540) и других.

В этот же период на севере Италии, в Венеции, создаются замечательные произведения искусства Высокого Возрождения. Это творческие создания архитектора Якопо Сансовино (Библиотека Сан-Марко и других), это живопись Джорджоне (Джордже Барбарелли да Кастельфранко).

Одной из вершин Высокого Возрождения явилось творчество Тициана (1485/90-1576), в котором нашли отражение гуманистические тенденции, своеобразие реализма венецианской школы.

Стремление автора к психологической характеристике героев проявилось в картинах "Любовь небесная и земная", "Динарий кесаря" (образ Христа и фарисея), "Вознесение Марии", в многочисленных портретах. Идеал полнокровной красоты человека воплощен в таких творениях, как "Венера перед зеркалом", "Даная", в "Автопортрете" художник предстает мыслителем, знаменующим торжество человеческого разума.

Позднее возрождение

К концу XVI века происходит разложение ренессансной культуры под натиском феодально-католической реакции, начинающей жестокий террор против гуманистического вольномыслия, пауки и культуры. В 1600 году на костер инквизиции восходит великий гуманист Джордано Бруно, астроном, натурфилософ, писатель, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти. Двумя годами ранее иезуиты объявили сумасшедшим и приговорили к пожизненному тюремному заключению великого философа-утописта Томмазо Кампанеллу, создателя романа-сатиры " Город солнца", написанного под влиянием работы Платона "Государство" и перекликающегося с "Утопией" Томаса Мора. Гениальный физик, механик и астроном, выдающийся писатель Галилео Галилей подвергался жестоким преследованиям, инквизиция заставила его отречься от учения Коперника.

В этой обстановке развивается деятельность последнего великого поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо (1544- 1595), творчество которого отразило крушение гуманизма в исторических условиях той эпохи. Центральное произведение Тассо - поэма "Освобожденный Иерусалим" (1575), тема которой - осада и взятие Иерусалима крестоносцами. Поэт показывает могущество христианской веры через столкновение двух культур - языческой и христианской.

Идеалы Позднего Возрождения нашли отражение также в искусстве Веронезе (живописец Паоло Кальяри, 1528-1588), Тинторетто (художник Якопо Робусти, 1518-1594) и других.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші