Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Резюме

В учении Платона и его последователей также прослеживается аналогия с основными периодами исторического процесса, которые соотносятся с попеременной сменой доминирования основных социальных сословий (Платон и его последователи различают три сословия - "золотое", "серебряное" и "медно-железное", которые соответствуют трем душевным началам - Разуму, Воле, Чувствам и трем общественным началам - совещательному (духовная сфера), защитному (военно-политическая сфера) и деловому (материальное производство)). Здесь проявляется едва ли не первая попытка комплексного рассмотрения социальной истории с философских, социологических и психологических позиций.

Главной причиной разделения общества на сословия Платон считал разделение труда, т. е. дифференциацию специфических социальных функций, когда одно сословие занимается преимущественно духовной деятельностью, другое - политической, третье - материальным производством. Основой такого разделения труда и соответственно социальных сословий являются индивидуально-психологические особенности людей, проявляющиеся прежде всего в их различных способностях и личностной направленности. Таким образом, Платон выявил взаимосвязь психологической структуры индивида, включающей в себя мыслительную, волевую и эмоциональную сферы, и социологической структуры общества с его основными сферами - духовной, политической и материальной.

Факторы исторического развития, движущие силы периодических общественных изменений Платон делил на субъективные (касающиеся прежде всего духовной и экономической сфер) и объективные (касающиеся прежде всего политической сферы, когда лучшие сословия по не зависящим от них причинам уступают лидирующее положение все более худшим). Отсюда круговорот форм социального управления: от власти духовной аристократии к тирании представителей низшего сословия.

Ученик Платона Аристотель, рассматривая человека как существо общественное, также считал наилучшими формами общественного устройства аристократию, монархию и "политию" (умеренная демократия), а наихудшими - олигархию, тиранию и охлократию (власть толпы) [94]. Здесь Аристотель указывал на три последовательно сменяющиеся формы правления духовной аристократии, светской аристократии и третьего сословия, а также их возможные извращения в виде узурпации власти небольшой социальной группой (олигархия), деспотом (тирания), толпой и массами (охлократия). Иными словами, каждому социальному слою соответствует определенная форма правления, имеющая свою "норму" и "патологию".

Равновесие в обществе, необходимое для его нормального функционирования без необратимых изменений, обеспечивается, согласно Платону и его последователям,

благодаря постоянному балансированию разумного ("золотого") и волевого ("серебряного") начал. При этом существует определенная попеременность в присутствии в одной и той же душе и соответственно в обществе то "золотого", то "серебряного" начал. Разумное начало всегда стоит выше волевого, но при доминировании "серебряного духа" в обществе происходит замена духовной аристократии светской (монархией), а при доминировании "медно-железного", чувственного начала - замена аристократии третьим сословием (демократией). Периодическая смена душевных (психологических) состояний и форм общественного устройства происходит объективно, т. е. помимо воли людей.

Таким образом, трем психическим сферам (мыслительной, волевой и эмоциональной) соответствуют три социальные сферы (духовная, политическая, материальная), а им вместе - три основных сословия (духовная аристократия, светская аристократия, трудящиеся), деление которых исторически обусловлено выполнением различных социальных функций, требующих различных индивидуально-психологических особенностей.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші