Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Схема мировой истории

Возникновение культуры территориально охватывает, по расчетам К. Ясперса, лишь узкую полоску длиной около четверти, шириной - меньше 1/12 всей земной поверхности, от Атлантического до Тихоокеанского побережья, от Европы через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая. В виде схемы историю в узком смысле К. Ясперс представляет следующим образом.

Из темных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий, из десятков тысячелетий существования подобных нам людей в тысячелетия, предшествующие нашей эре, в Месопотамии, Египте, в долине Инда и Хуанхэ возникают великие культуры древности. В них самих или в орбите их влияния в осевое время, с 800 по 200 г. до н. э., формируется духовная основа человечества, независимо друг от друга в трех различных местах - в Европе с ее поляризацией Востока и Запада, в Индии и Китае. На Западе, в Европе, в конце средних веков возникает современная наука, а за ней с конца ХУШ в. следует век техники. Это первое после осевого времени действительно новое свершение духовного и материального характера.

Сегодняшний мир с его сверхдержавами все настойчивее требует политического объединения, будь то насильственное объединение в рамках деспотической мировой империи, или объединение в рамках правового устройства мира в результате соглашения.

Человек, таким образом, четыре раза как бы отправляется от новой основы:

  • o от доистории - едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда он только становится человеком;
  • o от возникновения великих культур древности;
  • o от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру;
  • o от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе.

Более убедительной, предвосхищающей будущее, можно считать следующую схему. В доступной нам человеческой истории есть как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур древности, к новому, еще далекому и невидимому, второму осевому времени, к подлинному становлению человека [134].

Наша история совершается между истоками и целью, которые взаимосвязаны: истоки - в "сознании человека", цель - в "вечном царстве душ". Для иллюстрации К. Ясперс предлагает обратиться к простой схеме мировой истории (рис. 1.7) [134].

Единый мир человечества на Земном шаре (по К. Ясперсу)

Рис. 1.7. Единый мир человечества на Земном шаре (по К. Ясперсу)

Классификация народов

Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Глубочайшее разделение народов определяется тем, как они относятся к великому прорыву осевого времени. К. Ясперс различает такие народы [134]:

  • o Осевые. Эти народы, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К таким народам относятся китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки.
  • o Не знавшие прорыва. Ряд народов великих культур древности, существовавших до прорыва в осевое время и даже одновременно с ним, не были им затронуты и несмотря на одновременность остались внутренне чужды ему. Эти народы, будучи во внешнем существовании подчинены новым силам, утратили и внутреннюю культуру, которая в каждом отдельном случае перерождалась: в Месопотамии - в персидскую, а затем в ислам, в Египте - в римскую и христианскую, позже также в ислам.
  • o Последующие. Все народы делятся на тех, основой формирования которых был мир, возникший в результате прорыва, и тех, кто остался в стороне. Первые народы исторические, вторые - первобытные.

Типы людей

В истории наряду со стремлением к насилию всегда присутствовала и готовность к отречению, компромиссу, взаимным жертвам, самоограничению силы не только из соображений выгоды, но и вследствие признания правовых норм. Чаще всего эта позиция свойственна людям аристократического склада, обладающим чувством меры, внутренней культурой, в меньшей степени - среднему типу людей, которые всегда считают, что они правы, а все остальные неправы; полностью это отсутствует у тех, кто решает споры насильственно - они вообще не способны прийти к какому-либо соглашению и предпочитают наносить удары [134].

Единство мира и пути его развития

Создав возможность немыслимой прежде скорости сообщения, техника привела к глобальному единению. Началась история единого человечества; политическое единство планеты является только вопросом времени. Путь развития идей - от национальных государств через крупные континентальные сферы влияния к мировой империи или к мировому порядку. Этот путь прокладывает, с одной стороны, всегда действующая в истории воля к власти, преследующая цель создать наибольшую мировую империю; с другой стороны - стремление к миру, к такому мироустройству, где жизнь людей свободна от страха [134].

Мировая империя создает мир на Земле посредством одной-единственной власти, подчиняющей себе всех из какого-либо одного центра. Эта власть держится на насилии.

Мировой порядок есть единство без единой власти, за исключением случаев, когда она утверждается по договоренности и в силу общего решения. Установленный порядок может быть изменен только законодательно. Порабощению всех из единого центра противостоит принимаемое всеми устройство, возникающее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета. Поэтому путь к мировому порядку идет через самоограничение тех, кто обладает могуществом, и это самоограничение является условием свободы всех. Результатом этого было бы не мировое государство (которое было бы мировой империей), а постоянно восстанавливающаяся посредством обсуждения и принятия решений организация государств, в ограниченных сферах пользующихся самоуправлением, другими словами, результатом был бы глобальный федерализм [134].

Резюме

Таким образом, К. Ясперс различает во всемирной истории человечества два основных типа глобальных исторических времен - духовные (великие культуры древности У-Ш тыс. до н. э. и так называемое осевое время между 800 и 200 г. до н. э.) и материальные, научно-технические (две "прометеевские эпохи" - одна в доистории, другая - современная, начавшаяся с ХVШ в.). Причиной возникновения великих культур древности (первого духовного времени) К. Ясперс считает смену матриархата (древних культур оседлых скотоводов) патриархатом (культурой кочевых народов, народов-завоевателей) в результате длительной борьбы этих двух глобальных типов культуры (вечная борьба мужского и женского начал).

Современная эпоха характеризуется развитием науки и техники, т. е. рациональностью, преобладанием Разума и Материи над Иррациональностью, Интуицией и Духом, что свойственно духовным временам. Такие перемены происходили в обозримой истории человечества всего четыре раза и указывают на периодическую смену (по маятниковому типу) глобальной ориентации человечества с внутреннего мира (оседлые скотоводы матриархальной культуры) на внешний мир, его подчинение и преобразование (народы-завоеватели патриархальной культуры), а также иррационального начала духовного времени рациональным началом времени материального.

Кроме того, К. Ясперс вслед за другими исследователями классифицирует людей на три основных типа, в общих чертах соответствующих платоновским началам ("золотому", "серебряному" и "медно-железному") и основным психическим сферам (познавательной, волевой и эмоционально-сенсорной).

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші