Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Социодииамика энтропии

Нарастающая, углубляющаяся энтропия проходит несколько основных этапов.

1. Социальный кризис

Кризис наступает там, где начала совершаться неконтролируемая диссоциация (медленное рассеивание) структур и целостностей в социальном пространстве. Общественная система утрачивает внутреннюю уравновешенность. Повсеместно возникают непредвиденные изменения дисфункционального характера, ведущие к тому, что отдельные элементы и целые блоки начинают друг за другом выходить из-под контроля. Происходит явная эрозия государственных структур. Перестают с должной эффективностью функционировать социальные институты. Обостряется борьба за власть между политическими группировками, мотивации которых все более криминализируются.

В социальных процессах возрастает степень непредсказуемости происходящих изменений, повышается роль случайных факторов, широко распространяются антатонизированные умонастроения. Существенно понижается ценность человеческой жизни как чужой (рост преступности и, в частности, убийств), так и своей собственной (рост количества самоубийств). Не случайно Гегель характеризовал переходные эпохи как время самых возвышенных, героических подвигов и самых чудовищных преступлений.

Большинство людей на время как бы утрачивают способность создавать конструктивные новшества, которые позволили бы интегрировать общество и крепить государство. Исчезает и способность формулировать объединяющие всех людей, все социальные слои идеи и идеалы.

Социальная система может начать сползание от законопорядка к аномии при попытках социальных субъектов решительно и резко заменить существующий порядок на новый. В таких случаях система чаще всего ускоренно погружается в кризисное, предкатастрофическое состояние. На фоне обстоятельств, разрушающих обветшалые социальные формы, появляются субъекты (индивиды и группы), полагающие, что необходимо усугубить действенность разрушительной тенденции и попытаться заодно уничтожить все то, что стоит на пути к полному обновлению жизни. Исполненные не гати висте кого пафоса, они выступают в роли настоящих фурий разрушения.

Происходящий отрицательный отбор изменяет сущность всей системы. Отрицательная обратная связь правовых институтов с аномийной средой ведет к тому, что право оказывается в состоянии инволюции: деформируются его структуры, утрачивается его былой цивилизующий потенциал.

2. Социальная катастрофа

Перед тем как внутри системы начинаються катастрофические, лавинообразные процессы, система непременно пребывает в крайне неустойчивом состоянии. И тогда самая, казалось бы, незначительная случайность способна выступить в роли либо спускового крючка, либо того первого камня, который увлекает за собой целую лавину.

Катастрофа — это пиковая фаза социального кризиса, когда рассеивание, распад цивилизационных структур начинают происходить гораздо быстрее, чем прежде, и процесс приобретает лавинообразный характер. Хаос, имевший прежде очаговый характер и локализованный в пределах отдельных участков социальной системы, теперь прорывается на уровень макропроцессов, грозит стать всеохватным, тотальным.

Социальная диссоциация как распад целостностей государства, общества, цивилизационной системы, повсеместные разрывы скреплявших их связей ведут к тому, что гигантское социальное "тело" начинает как бы заживо разлагаться.

Изменения внешних условий происходят теперь уже с такой скоростью, что абсолютное большинство людей не успевают адаптироваться к ним и многие как бы выпадают из привычных социальных ячеек, что неизменно ведет к разрушению поведенческих стереотипов, падению нравов и росту преступности. Когда в России процесс перестройки вышел из-под контроля и начал обретать все признаки социальной катастрофы, то за первое пятилетие 1990-х гг. преступность возросла в 2, 3 раза, а число тяжких преступлений, связанных с убийствами, увеличилось в 3 раза.

Дезорганизационные процессы повсеместно переходят в деструктивные, которые оказывают на человеческое поведение не социализирующее, а преимущественно десоциализирующее, биологизирующее воздействие. Дремлющие в глубинах человеческого подсознания агрессивные начала, прежде успешно блокировавшиеся цивилизационными нормативными структурами, теперь, когда последние оказываются полуразрушенными, становятся бесконтрольными и активно заявляют о себе множеством разнообразных эксцессов имморального и противоправного характера. Множество людей оказываются ввергнутыми в экстремальные условия, чреватые для них моральными деформациями, экзистенциальными катастрофами, страданиями, духовной и физической гибелью.

Обнаруживаются три основных типа катастрофических разрушений:

  • 1) цивилизационная катастрофа - распад основных социальных институтов (экономических, правовых, политических и др.), составлявших "костяк", остов всего социального "тела" локальной цивилизации;
  • 2) культурная катастрофа — разрушение основополагающих нормативно-ценностных начал духовного, религиозного, нравственного характера, придававших человеческому общежитию гуманистическую оформленность;
  • 3) антропологическая катастрофа - негативные мутации в самом типе человеческой личности, деформации в психике, мышлении, заставляющие говорить об опускании человека на более низкую ступень социокультурного развития.
  • 3. Социальный взрыв

Исчезает очевидная логика в смене событий. В хаосе вздыбившегося мира все начинает сталкиваться со всем. Человеку, пребывающему внутри этого хаоса, кажется, что на него обрушилась невиданная масса зла, испытаний и страданий, что наступил "последний катаклизм", что гибнут устои миропорядка, разрушается сама субстанция цивилизации, распадаются все ее скрепы, и тогда из его сердца исторгается библейский стон: "Объяли меня воды до души моей".

В этих условиях история, социальное бытие воспринимаются людьми уже не как поступательный, рационально объясняемый, имеющий внутреннюю логику и разумное оправдание процесс, но как нечто дисфункциональное и абсурдное, как насыщенное аритмическими перебоями сползание социума к пропасти исторического апокалипсиса.

Судьба государства видится им уже не как существование благоразумного сверхсубъекта, неуклонно восходящего по ступеням прогресса, а сами себя они воспринимают уже не как здравомыслящих существ, призванных достичь состояния цивилизованного порядка и общей гармонии; на смену этим классическим социогуманитарным ориентирам и формулам приходят иррациональные образы "бесов" саморазрушения, будто бы вселившихся в людей и стремящихся увлечь их в пучину хаоса и гибели.

При всем разнообразии причин и источников лезорганизационных и деструктивных процессов, большинство разрушений осуществляется по инициативе и при активном участии конкретных социальных субъектов-индивидов, групп, общностей, находящихся в плену определенных идей и умонастроений, стремящихся провести в жизнь свои убеждения, отстоять собственные интересы. Поэтому уничтожение людьми основ собственного существования выглядит как разновидность социального суицида.

Атмосфера социального взрыва предстает как настоящее, полное непредсказуемых возможностей и с не предугадываемым будущим. "Настоящее, — писал известный культуролог Ю. М. Лотман, — это вспышка еще не развернувшегося смыслового пространства. Оно содержит в себе потенциально все возможности будущих путей развития. Важно подчеркнуть, что выбор одного из них не определяется ни законами причинности, ни вероятностью — в момент взрыва эти механизмы полностью отключаются. Выбор будущего реализуется как случайность... Доминирующим элементом, который возникает в итоге взрыва и определяет будущее движение, может стать любой элемент из системы или даже элемент из другой системы, случайно втянутой взрывом в переплетение возможностей будущего движения. Однако на следующем этапе он уже создает предсказуемую цепочку".

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші