Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Концепции наций, рас и цивилизаций

Наука о нациях Дж. ВИКО

Основоположником философии истории Нового времени является Дж. Вико [96]. С поверхности исторического бытия он стремился выйти на уровень сущности, уловить постоянный закон исторических изменений - "... вечную идеальную историю... , соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце" [26].

Дж. Вико отмечал три типа времен: религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым авторитетом власти (легитимацией), формой правления, способами общения и мышления. Под нравами Дж. Вико понимал не только мораль, но и экономику. Он видел связь между экономикой и политикой, а также решающее значение борьбы сословий в динамике политических форм [96].

"Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" [26]. В результате аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда, наконец, появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Однако пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново.

Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Дж. Вико основной своей задачей считал обоснование идеи единства мировой истории, хотел найти (и в какой-то степени нашел) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран [96].

Наука о расах Ж. Гобино И Л. Гумпловича

Ж. Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главным фактором цивилизации является "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры [96].

Ж. Гобино постулировал неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом, и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (по мнению Ж. Гобино, их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь" [96; 139; 140].

Но и белая раса неоднородна: она представлена тремя вариациями - "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой; из яфетидов Ж. Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Ж. Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии) [96].

В отличие от Ж. Гобино, польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович (1838-1909) трактовал человеческие расы главным образом как социокультурное, а не биологическое явление. В работе "Расовая борьба" (1883) он ввел понятие " этноцентризм", впоследствии вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Предметом социологии Л. Гумплович считал исследование социальных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующей все человечество [36-38; 96].

Взаимоотношения групп Л. Гумплович характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т. е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри государств между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Основными причинами социальных конфликтов Л. Гумплович считал экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей [96].

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші