Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Лекция 3. СОЦИОЛОГИЯ ХАОСА

Хаос как социологема

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейших признаков порядка, то есть состояние рассеянности структур, разрозненности элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненностей, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себе, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифам (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время от времени разыгрываются некие безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформиться в конкретные структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной деструкции исчезает очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанция цивилизации и наступает "конец света".

Хаос — не аномальное, а вполне закономерное, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключением в социальной жизни индивидов и сообществ.

Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве.

Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся Вселенная. "Мы, — писал основатель кибернетики Норберт Винер, — погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".

Закону возрастания энтропии подчинено неорганическое, косное вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапливается, организм постоянными ритмическими усилиями от нее избавляется, обмениваясь со средой, веществом и энергией.

В основе любого происходящего изменения скрыты распад и хаос, которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностями.

Социальная энтропия — это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.

Энтропия в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют этой возможности переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной "зоне бифуркации" любой малый сигнал, самая незначительная случайность способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур — религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаются практические и духовные "скрепы", связывавшие людей на протяжении веков в разномасштабные общности. Ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число людей, выпадающих из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитны как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущим их собственной природе.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистски ориентированной политической активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленными к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролития.

Главным орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящих в разрушении увертюру к грядущему созиданию.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші