Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Мезоциклы материальной культуры

На наш взгляд, к мезоциклам этого уровня относятся разновидности общественно-экономических формаций и различные типы цивилизаций формационного и цивилизационного подходов к пониманию исторического процесса. Так, марксовы формации - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй - символизируют процесс нарастания материализации от первоначально-интуитивных времен до рационально-сенсорных; от правления духовной и светской аристократии, через олигархические и тиранические формы управления к демократическим и охлократическим, к власти масс. Установление власти монарха и светской аристократии - это победа эмоционально-волевого начала над интуитивно-духовным; победа буржуазных революций - это триумф рационально-мыслительного начала "третьего сословия"; победа социалистических революций - это долгожданный реванш материально-сенсорного, грубоиррационального, инстинктивного начала сословий париев, маргинальных слоев и люмпенизированных масс. Это те же исторические "круги" и "спирали" социальных циклов, ритмически повторяющиеся в различные эпохи развития человечества.

Типы цивилизаций - аграрная, индустриальная и постиндустриальная - символизируют спиралевидные глобальные смены эпох в общечеловеческом сознании от непосредственного ощущения и интуиции через рациональное чувствование к просветляющему разуму посредством знания - главного фактора развития постиндустриального общества. Хотя в целом фетишизация технической стороны социального прогресса представляется ущербной, поскольку каждое новое поколение технических устройств расширяет сферу влияния техники в социальной жизни, что в силу ограниченности человеческого разума может привести к непредвиденным социальным катаклизмам. По мнению ряда современных исследователей, техника и создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация, обладают относительной независимостью от человека и общества [96]. Техника (в том числе компьютерная), подчиняющаяся имманентной логике развития (т. е. как независимая переменная), обладает способностью к саморазвитию, к безграничному совершенствованию своих параметров. Предполагается, что техническое развитие совершается по единой прогрессирующей линии от худшего к лучшему, где сегодняшнее состояние техники целиком определено вчерашним состоянием, а завтрашнее столь же однозначно определяется сегодняшним. С точки зрения современных исследователей, независимость от воли человека технического прогресса предполагает определяющее и доминирующее воздействие техники на индустрию и, следовательно, на все индустриальное общество, так что научно-технические достижения неизбежно влекут за собой модификации социальной и культурной жизни. Таким образом, техника - не только особый, независимый от человека мир, бесконечно развивающийся по определенным законам. Она способна господствовать над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы [96].

Цивилизационный подход к пониманию социальной истории в целом наиболее соответствует представлению о трех главных инстанциях (трех сигнальных системах) соотношения человека с окружающим миром, согласно которому человечество поступательно проходит три ступени познания и освоения окружающей среды - от инстинктивно-интуитивного бессознательного (аграрные цивилизации) через эмоционально-волевое предсознательное (индустриальные цивилизации) к рационально-мыслительному сознанию (постиндустриальные цивилизации).

Мезоциклы этносов

Этнос (от греч. ethos - народ) - это исторически возникший вид общности людей, представленный племенем, народностью, нацией, обладающий общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других [54]. Видное место в такой группе людей занимает представление об общности их происхождения. Сформировавшийся этнос является социальным организмом, который самовоспроизводится путем преимущественно этнически однородных браков и передачи новым поколениям языка, культуры, традиций, этнических ориентаций и т. д. Этнос подвержен изменениям в ходе этнических процессов естественной и искусственной (насильственной) ассимиляции, консолидации и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства) [54].

Как социальный организм, каждый этнос в рамках определенного исторического периода проходит стадии зарождения, становления, зрелости, старости и другие фазы этногенеза, после чего согласно одному из основных принципов системно-циклического подхода возможно новое зарождение и ритмически-волнообразное, или циклически-круговое, прохождение всех фаз развития этноса. Иными словами, этногенез является, по выражению Л. Гумилева, универсальным механизмом взаимодействия социальной системы и окружающей среды.

При этом этносы, как социальные организмы, рождаются, живут и погибают тогда, когда их национальная природа перестает отвечать велению наступающей новой исторической эпохи. Поэтому так называемые исторические народы - это народы, национальный характер которых наиболее соответствовал духу определенной эпохи (преимущественно интуитивной, эмоциональной, мыслительной или сенсорной). Отсюда бессмертие этноса - в его своевременном приспособлении к изменяющемуся историческому времени, основанному на познании основных закономерностей исторического процесса.

Резюме

Таким образом, исторические мезоциклы относятся в основном к одной паре социальных циклов - спиралевидным (циклы сословий и форм социального управления, циклы материальной и духовной культуры, религиозно-этические циклы) и волновым (мезоциклы этносов). Указанная пара социальных циклов связана с осуществлением в социальной системе стабильных процессов изменения составляющих ее элементов, ее развитие. Иными словами, в период становления социальной системы и ее стабильного функционирования преобладают социальные циклы вначале маятникового, а затем кругообразного типа; в период зрелого состояния социальной системы и ее поступательных изменений - спиралевидные и волнообразные социальные циклы.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші