Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Теории постиндустриального общества

Истоки теории

На формирование концепции постиндустриального общества существенно повлияли теории индустриального общества (особенно концепции Р. Арона и У. Ростоу). Концепцию постиндустриального общества разработал американский социолог Д. Белл [96].

Варианты теории

Своеобразие историко-культурного развития капитализма в различных странах обусловило формирование различных вариантов концепции постиндустриального общества, среди которых можно выделить два основных: либеральное, опирающееся на американскую модель капиталистического развития (среди ее представителей Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, К. Боулдинг и др.), и радикальное, основывающееся на европейской модели (наиболее ярко выражена в концепциях Р. Арона, А. Турена, Ж. Фурастье) [96].

Три этапа общественного развития

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами общества, в индустриальном - промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном - теоретическое знание с университетом как главным местом его производства и сосредоточения [96].

Факторы перехода к постиндустриальному обществу

Переход от индустриального общества к постиндустриальному определяется рядом факторов [96]:

  • o изменением экономики от товаропроизводящей к обслуживающей, что означает преобладание сферы услуг над сферой производства;
  • o изменением социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному);
  • o центральным местом теоретического знания в определении политики в обществе (университеты как центры сосредоточения этого знания становятся главными институтами общества);
  • o созданием новой интеллектуальной технологии, введением планирования и контроля над технологическими изменениями.

С точки зрения представителей концепции, возникновение постиндустриального общества связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, т. е. с изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В постиндустриальном обществе, по утверждению Д. Белла, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знаний. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью [96].

Теории модернизации

Теории модернизации представляют собой совокупность концепций общественно-экономического и политического развития, объясняющих процесс перехода от стабильного традиционного к непрерывно изменяющемуся современному индустриальному обществу. "Модернизация" - не совсем четкий собирательный термин, который относят к разнородным социальным и политическим процессам как исторически сопровождавшим индустриализацию в странах развитого капитализма, так и сопутствующим ей ныне в странах "третьего мира" [96].

Эпохи модернизации

Первичная модернизация охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т. д. Здесь проблемы модернизации по существу совпадают с классическими проблемами генезиса капитализма и обычно решаются на стыке социологии и истории. Вторичная модернизация и индустриализация промышленно развитых стран в отличие от первой протекают при наличии зрелых социально-экономических и культурных образцов в лице более старых промышленных стран. Здесь проблема "прорыва" традиционного образа жизни ставится как проблема формирования современного общества в разных странах и частях света под непосредственным влиянием социокультурных контактов с существующими центрами рыночно-индустриальной культуры [96].

Предпосылки модернизации

У теории модернизации нет общепризнанных создателей и четких исходных посылок. Под модернизацией часто имеют в виду более широкие процессы, чем происхождение капитализма или переход к нему. Тогда теория капитализма - лишь часть теории модернизации. Внешнее отличие модернизации от других теорий общественного развития составляет определенная социально-философская концепция "современности", выросшая из осевой традиции классической социологии. Ее центральная идея состоит в том, что модернизация расширяет индивидуальную автономию, свободу, а главным принципом делает рационализм [96].

Преодолеть эволюционную отсталость традиционных обществ возможно, изменив социальные институты, что, в свою очередь, поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилия, умственную энергию и изобретательность. Наиболее высокий уровень развития определенной формы рациональности (экономической прежде всего) при эффективном сочетании общественной организации с предпринимательской этикой характеризует индустриальный капитализм. Основной смысл приведенных построений - освобождение личности. Современное общество должно преодолеть присущее многим традиционным структурам (особенно обществам Востока) отчуждение человека как производителя и как личности от собственности на средства производства и от власти, преодолеть массовую незаинтересованность в их изменении в пользу свободе [96].

Условия модернизации

Для осуществления личной свободы, автономии частного обычно полагают два начала: абсолютный характер общечеловеческих моральных норм, способных ограничить тотальные притязания государства или общественной группы, и плюрализм (прежде всего власти и гражданского общества, состоящего из объединений, корпораций, профессиональных групп и т. д.). Свободное гражданское общество - база для политической модернизации, преследующей цель обуздать всевластие государства, создать представительную демократическую систему и современное правовое государство [96].

Для западного капитализма сдвиг в ходе модернизации от традиционной общинности к индивидуальной автономии подтверждается историческими наблюдениями.

Среди необходимых условий преодоления традиционным обществом барьера, за которым его организация станет способной самостоятельно развиваться, различные авторы теории модернизации неизменно называют следующие:

  • o преобразование местных рынков в рынок всеобщий и безличный, который становится универсальным посредником между относительно независимыми фрагментами общества;
  • o возникновение рынка труда, создающего условия для разделения ролей производителя и потребителя, отделения производства и рабочего места от семейного хозяйства, профессионализации и повышения производительности сельского труда;
  • o наличие особых "элит", "диктатур развития", "маргинальных групп", инициирующих антиавтаркические процессы и вынуждающих традиционного крестьянина перестраивать хозяйство по меркам рыночной рациональности, и др.

Осью многообразия этих процессов обычно мыслится индустриализация, техническое преобразование материальной жизни человека [96].

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші