Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Базовые ценности как идеальные типы

Таким образом, метод сравнения и классификации, к которому прибегает М. Вебер, требует постоянного различения, противопоставления феноменов религиозного сознания. Основанием для этого у М. Вебера служат идеальные типы, выступающие как рациональное, харизматическое и, наконец, традиционное начала.

За этими идеальными типами стоят ценности: 1) этика братской любви (добро); 2) освобожденный от ценностей и ставший чисто функциональным разум, т. е. формальная рациональность; 3) стихийно-экстатическое начало, харизма, основа магических религий (иррациональная сила, стихийная мощь, красота, на стороне которой самая иррациональная жизненная сила - половая любовь).

Несомненно, что эти три начала - идеальные типы, не встречающиеся, как правило, в чистом виде в эмпирической реальности. Однако нет сомнения и в том, что они представляют собой базовые ценности, которые так же тяготеют друг к другу и противостоят друг другу, как и сконструированные в соответствии с ними идеальные типы. М. Вебер рассматривает религию как последнюю основу ценностей. При этом примирение враждующих ценностей, по М. Веберу, невозможно: никакое научное мышление, никакая философская медитация не в состоянии найти достаточное основание для предпочтения одной группы ценностей другой. Разум в социологии М. Вебера противостоит как Добру, так и Красоте [24].

Резюме

Итак, мировые религии - последняя основа ценностей, которые в социологии М. Вебера являются главными регуляторами общественного развития и человеческой деятельности. При этом главные человеческие ценности соответствуют трем основным началам - традиционному, основанному на этике братской любви (Добро), харизматическому, основанному на стихийной силе и мощи (Красота), и рациональному, основанному на чисто функциональном прагматизме (Разум). Все базовые ценности одновременно тяготеют друг к другу и противостоят друг другу, что обусловливает в каждую историческую эпоху и в каждом обществе доминирование одних ценностей над другими.

Так, традиционные ценности в большей степени свойственны земледельческим народам и крестьянскому сословию, ориентирующимся на отправление ритуалов и культов магических религий; харизматические ценности, основанные на аскетически-деятельном начале, - народам-завоевателям и военно-политическому сословию; духовные ценности, основанные на мистико-созерцательном начале, - духовному сословию и религиозным временам в целом; материальные ценности, основанные на интеллектуально-догматическом начале, - городским сословиям ремесленников и купцов, а также буржуазным эпохам в целом. Отсюда классификация мировых религий М. Вебера в соответствии с основными социальными слоями и историческими эпохами выглядит следующим образом: индуизм и буддизм соответствуют преимущественно духовному сословию и религиозным эпохам; конфуцианство, зороастризм и ислам - военно-политическому сословию и героическим эпохам; даосизм и христианство - третьему сословию и преимущественно гражданским эпохам; религия париев - пролетариям и люмпенизированным слоям, кризисным эпохам в целом. Более подробная классификация религий приведена в табл. 1.11.

Классификация М. Вебером основ различных религий мира соответствует древней классификации каст и социальных слоев (мистико-созерцательное начало соответствует духовному сословию, аскетически-деятельное - военно-политическому, интеллектуально-догматическое - третьему сословию, ритуалистически-культовое - пролетариям и люмпенам), а базовые ценности, выделенные М. Вебером в качестве идеальных типов, соответствуют трем типам исторических времен Дж. Вико (религиозные, героические, гражданские) и трем основным сферам общества - духовной, политической и материальной (экономической).

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші