Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Исторические мезоциклы

В рамках макроциклов истории, касающихся всего человечества и его основных составляющих (Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, основные расы, мировые культуры и т. д.), действуют циклы и ритмы меньшего порядка, затрагивающие менее крупные социальные образования, такие как народы, государства, нации, а также основные составляющие их общественной жизни - политической, культурной, экономической, религиозной. К таким мезоциклам можно отнести сменяющуюся периодичность политического, социального и культурного доминирования каст и сословий, имевших место в Древней Индии (касты брахманов-жрецов, кшатриев-воинов, вайшьев-производителей, шудр-слуг), Западном Средневековье (духовенство, рыцарство, "третье сословие"), а также описанных в социальных учениях Платона (философы, стражи, трудящиеся) и X. Ортеги-и-Гас-сета (золотое, серебряное и медно-железное начала), теории этносов Л. Гумилева (пассионарии, гармоничные и субпассионарии), исторической классификации людей К. Ясперса.

Циклическая смена господства тех или иных социальных сословий влечет за собой соответствующие изменения во всех сферах жизни общества, что отражается в политике, культуре, экономике и религии.

Мезоциклы правления

Итак, историческое "истощение" интуитивно-духовного сословия (жрецов, духовенства, философов, т. е. духовной аристократии) приводит к замене теократического правления монархическим (доминирование в общественной жизни эмоционально-волевого начала, сословия воинов, администраторов, дворянства, т. е. светской аристократии), затем последовательно олигархическим и демократическим (доминирование рационально-мыслительного "третьего сословия"), охлократическим и тираническим (доминирование материально-сенсорного, преимущественно инстинктивного, сословия ремесленников, крестьян, люмпен-пролетариата и маргинальных слоев1), после чего возможно развитие либо в сторону тотальной анархии, хаоса и гибели социальной системы, либо к новому приходу духовной аристократии и возрождению духовных ценностей в противовес сенсорно-материальным, либо к своевременному совершенствованию и развитию демократических форм правления, недопущению тирании и анархии.

Мезоциклы культуры

Тот же кругообразный (или спиралевидный) социальный цикл наблюдается и в культурной жизни общественного целого, когда культура, основанная на духовных ценностях сословия "жрецов", с течением исторического времени постепенно, со все более нарастающим процессом материализации переходит в массовую культуру2 люмпенизированных масс и маргинальных слоев.

Массовая культура - необходимый атрибут массового общества, появляющийся на исторической авансцене по мере повышения роли народных масс в истории и представляющий собой социальную структуру, в которой человек постепенно нивелируется, становясь безликим элементом социальной машины [96]. Целостный вариант теории массового общества получил наиболее законченное выражение в книге X. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс", где массы вместо того чтобы следовать за элитой общества, рвутся к власти, хотя не обладают способностью управлять, пытаются вытеснить элиту из ее традиционных областей - политики, культуры, религии, науки, что стало причиной катаклизмов XX в. [96].

Религиозные мезоциклы

Схожий циклический процесс можно наблюдать и в религиозной сфере, где, согласно М. Веберу, каждому сословию (социальному слою, классу) присуща в большей степени та или иная форма религии. Так, магические элементы (ритуалистически-культовое начало) наиболее характерны для крестьянского сословия (и земледельческих народов в целом)1, аскетически-деятельное начало - для военного сословия (и народов-завоевателей), мистико-созерцательное - для духовно-философского сословия, интеллектуально-догматическое, рационалистическое - для городских сословий-производителей. Например, религиозно-этические системы раннего индуизма и зороастризма соответствовали в большей степени сословию духовной аристократии, конфуцианства и буддизма - светской аристократии, христианства - ремесленному сословию, сословию работников-производителей, "религии париев" (с развитыми магическими элементами) - люмпен-сословию, маргинальным социальным слоям. Таким образом, наступающему сенсорно-иррациональному времени, господству "массовой культуры", преобладанию охлократических и тиранических форм правления присущи различные проявления "религии париев" с ее разнообразными магическими и ритуалистически-культовыми формами.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші