Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социальная теория и кадровая политика
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Политическая характерология

Характерология (от греч. charakter - печать, чеканка и logos - учение) в широком смысле - учение о характерах, представляющих собой совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в познании, общении и деятельности [82]. Познание характера индивида позволяет с большой долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

Характер личности во многом обусловлен ее общественным бытием. Усвоение социального опыта порождает типические черты характера человека, определяемые социально-типическими обстоятельствами его жизненного пути в конкретно-исторических условиях (например, типы социального характера крестьянина, рабочего, буржуа, священнослужителя, дворянина, преступника и др.). В единстве с социально-типическим в характере выступает индивидуальное своеобразие, порождаемое различными неповторимыми ситуациями социализации индивида, а также природными предпосылками развития индивидуальности (задатками, темпераментом, типом направленности и др.).

Среди множества черт характера индивида одни являются ведущими, другие - второстепенными, обусловленными развитием ведущих свойств. При этом последние могут как гармонировать, так и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или противоречивые характеры. В целом характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности [82]:

  • o к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность);
  • o к другим людям (общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность, альтруизм или эгоизм);
  • o к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость);
  • o к делу (ответственность или безответственность, добросовестность или недобросовестность, трудолюбие или леность).

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, системы ценностных ориентаций, выявляя тем самым не только свою естественную, но и общественно-историческую природу.

Социальные характеры современного мира

В отличие от Д. Рисмена, описавшего три типа социального характера, свойственных различным историческим эпохам, Э. Фромм пытался классифицировать социальные характеры современной ему эпохи. Центральное место в системе Э. Фромма, получившей название гуманистического психоанализа, занимает разработка идеи о социальной обусловленности всей человеческой психики, в том числе бессознательной1. По мнению Э. Фромма, существует три бессознательно складывающихся психологических механизма, регулирующие отношения индивида с современным миром:

  • o мазохистские и садистские тенденции, проявляющиеся в действиях, направленных против себя и других. Преобладание у человека этих тенденций создает садомазохистский характер, который Э. Фромм называет также авторитарным. Общей чертой авторитарного характера является убеждение в том, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность - подчинение этим силам. Активность человека - лишь видимость, за ней проступает бессилие, которое он хочет победить. Социальные условия возникновения такого характера появляются при подавлении личной свободы и независимости, т. е. в тоталитарном обществе, характерным образцом которого являлся сталинизм;
  • o деструктивизм, импульсы которого проявляются в различных разрушениях. Разрушительность - результат изменений в жизни, тех индивидуальных и социальных условий, которые вызывают страсть к разрушениям (например, Германия периода фашизма);
  • o автоматический конформизм, наиболее характерный для современного западного общества, состоит в уничтожении своего "Я" за счет идентичности с миллионами других "автоматов". Такой человек, по мнению Э. Фромма, перестает быть самим собой, он полностью усваивает тип личности, который ему предлагают модели современной массовой культуры, и становится таким, как другие. Противоречия между "Я" и окружающим миром исчезают, а вместе с ними - и сознательный страх одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит за это современный человек, велика - потеря самого себя.
 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші