Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Соціологія arrow Социология
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Архетипы

Психическое бытие человека, по Юнгу, — это сложная, динамичная целостность, в основании которой находятся так называемые архетипы — комплексы бессознательных переживаний. Юнг видел в них "модели поведения", "формальные факторы, ответственные за организацию психических процессов в бессознательном". Одновременно архетипы — это универсальные образы, занявшие свое место в человеческой психике в глубокой древности и превратившиеся впоследствии в сквозные мотивы, общепринятые символы мировой культуры, суть которых постигается при помощи религиозной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Это обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов легче понять, исходя из целей, которым они служат. На уровне архетипов еще нет различений реальности на природную, социальную и духовную. В них все слито в единое синкретическое целое всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное множество разнообразных культурных форм.

Юнг сравнивал коллективное бессознательное с грибницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдельным грибом. Локализованные внутри индивида воплощения коллективного бессознательного представляют собой сочетания универсального достояния с личным опытом человека, вытесненным из сознания и сосредоточившимся в пределах индивидуального подсознания.

Юнг выделяет следующие архетипы:

"Тень" — это бессознательная часть индивидуальной психики, темный двойник личности, пребывающий за пределами сознания, в сумраке бессознательного. В этом архетипе сосредоточено генетически унаследованное человеком от архаического прошлого все то темное, докультурное, животное, что отвергнуто индивидуальным "Я" и оттеснено в область бессознательного, где оно складывается в "анти-Я", "не-Я" или "тень" как двойника "Я". Это та часть человека, его психики, которую невозможно устранить и которая постоянно его сопровождает во всех его действиях. Данный архетип наиболее важен для понимания природы различий между нормативным и анормативным поведением. Это своеобразный резервуар всего докультурного, "зверочеловеческого", угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка. Он проявляется как тяготение человека к запретному, преступному. Традиционное религиозное сознание издавна оценивало его силу как дьявольское наваждение. В своей работе "Борьба с тенью" Юнг попытался взглянуть на личность Гитлера в свете данного архетипа. Диктатор предстал как наиболее чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как неадаптивная психопатическая, безответственная личность, наделенная острой интуицией беспризорника или крысы. Для Юнга Гитлер — это тень, или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошеломляющих масштабах. Именно это обстоятельство, позволившее большинству немцев увидеть в Гитлере своего темного двойника, и заставило их последовать за ним. Юнг, однако, находит способ обратить яд в противоядие: он призывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опасность для себя и научиться бороться с ней. То есть собственная разрушительная агрессивность должна направляться внутрь своей же психики, на борьбу со своей тенью.

Архетип "Маска", представляет собой средство прикрытия, позволяющее спрятать за покровом приобретенной социально- сти индивидуальное, сокровенное "Я". Благодаря "Маске" человек пытается выглядеть так, как того требует общественное мнение. Защищая внутреннее "Я" личности, "Маска" может в конечном счете стать причиной ее духовной деградации и обезличивания.

"Анима" имеет двойной смысл. Во-первых, это образ души или глубинной, бессознательной мудрости. Во-вторых, это образ женщины в подсознании мужчины.

"Анимус" — образ мужчины в психике женщины.

"Самость" — это архетип, ведающий индивидуализацией человека. Он обеспечивает способность ощущать не только отдельность, обособленность своего существа и существования, но и его соотнесенность с мировым целым.

"Мудрый старик" ("мудрая старуха") — олицетворение высшей земной мудрости как синтеза сознательного с бессознательным.

"Дитя" — ориентация, устремленность индивидуального начала на выделение из стихии коллективного бессознательного.

Кроме них, существуют архетипы бога, злого духа, героя, чуда, тайны, авторитета, аполлонического и дионисийного начал и др. Архетипические начала явно присутствуют в разнообразных образно-понятийных моделях порядка и хаоса. Все это формы, через которые коллективное бессознательное обнаруживает себя в индивидуальном внутреннем мире.

Изменяющаяся в историческом времени социокультурная реальность позволяет человеку обнаруживать в глубинах коллективного бессознательного архетипы, соответствующие новым реалиям. Ранее не замечавшиеся и не фиксировавшиеся специальными усилиями сознания, они попадают в поле зрения и как бы выплывают из сумрака подсознания на свет культуры, проходя через различные культурные метаморфозы. В том отношении коллективное бессознательное предстает как бездонный кладезь бесчисленного множества архетипических форм, которые вечно будут питать человеческий дух и создаваемую им культуру.

Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекающих внутри индивидуальной психики. Вели у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборство трех типов мотивов, ИСХОДЯЩИХ от "Оно", "Эго" и "Супер-Эго", то у Юнга мотивационные инициативы исходят от множества различных архетипов. Сталкиваясь между собой, противореча друг другу, они порождают чрезвычайно сложную и драматическую картину психической жизни человека.

Архетипы заставляют человеческое сознание адаптироваться к внешней реальности, указывая нормативно-ценностные векторы требуемых от человека духовно-практических усилий. Оставаясь разомкнутыми в смысловую беспредельность, архетипы нашли свое воплощение в религиозном, художественном, нравственном и правовом сознании. Глубинная, бессознательная потребность в чуде породила религию и искусство. Могучее тяготение к тайне способствовало возникновению метафизики и науки. Потребность же в авторитете привела к становлению систем морали и права. В обычном и естественном праве присутствует множество компонентов, которые позволяют говорить о том, что целый ряд их форм — это в значительной степени продукт коллективного бессознательного, проявление архетипов, ориентированных на уход от хаоса к порядку.

Архетипы в одних случаях интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воздействием оказывать разрушительное воздействие на личность. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется попыткам нормативного регламентирования средствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что человек своим бессознательным изначально ориентирован на анормативное поведение. Внутри него также присутствуют бессознательные предпосылки и для нормативного поведения. Они служат чем-то вроде исходных первопринципов долженствования. К ним относятся представления о центрированности, иерархичности и равновесности сущего как базовые факторы любого порядка. Архетипы проявляют себя как бессознательные потребности, побуждающие людей к различным формам трансгрессивного поведения, в том числе к созидательной деятельности в области жизнетворчества, смыслотворчества и даже нормотворчества, вводящего трансгрессию в пределы представлений о должном. Архетипам хаоса, порядка и гармонии подчинено все существование людей, включающее три базовых модели социального взаимодействия: I) война всех против всех (хаос); 2) равновесные отношения либо спокойного нейтралитета, либо сотрудничества всех со всеми (порядок); 3) отношения любви, дружбы, взаимопонимания и согласия всех со всеми (гармония).

Теоретическое наследие Юнга еще ждет своего часа, когда исследователи психолого-правовых проблем обратятся к содержащимся в нем идеям, чтобы с их помощью осветить сложнейшие вопросы нормативно-правовой регуляции социального (законопослушного, девиантного и криминального) поведения.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші