Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Філософія arrow Философия
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Соотношение философии и религии

  • 1. Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения.
  • 2. Философская мысль нуждается в свободе от догм, предрассудков, она не должна быть скована никаким авторитетом и может вес подвергнуть сомнению.

Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств.

  • 3. Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на "небесный", сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный) и реальный.
  • 4. Философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, место человека в мире. Схематически эту связь можно изобразить следующим образом (см. схема 6).

Философское мировоззрение

Схема 6

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Примером этому может служить теснейшая взаимосвязь философии с биологическими и медицинскими науками. Проявляется она прежде всего в историческом генезисе проблемы человекознания. Плодотворное влияние философии, биологии и медицины друг на друга видно на том факте, что наибольших успехов в биологии и медицине добивались биологи и врачи бывшие одновременно и философами и обладавшие даром общетеоретического и логического мышления. Достаточно назвать имена Эмпедокла, Демокрита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Парацельса, Декарта, Сеченова, Павлова, Вернадского и др. Истиной была мысль Галена о том, что хороший врач должен быть философом, исходя из афоризма Гиппократа: "Врач-философ подобен Богу".

Оказывая влияние на все области человеческого познания и существования, философская картина мира прежде всего оказывает влияние на теорию и практику биологии и медицины. Теоретический базис этих наук требует наличия общих идей и теорий, которые могут влиять на их позитивное развитие.

Рассмотрим это положение на историческом развитии медицины, в частности на генезисе болезни. Как известно исторически выделяется четыре основных модели болезни, основанных на разных картинах мира. Магико-анимистическая модель основана на мифологической картине мира. Болезнь представляется проявлением чуждых человеку сверхъестественных сил (злого духа, колдовства) как следствие греха, вины и т.п. Мистико-религиозный подход считает болезнь проявлением персонифицированных сил, властвующих над человеком. Натурфилософская концепция выводит болезнь из аналогии природы человека (микрокосмоса) природе мироздания в целом (макрокосмоса). Обе модели основаны на дуалистической картине мира (удвоении его). Затем на смену им приходит естественнонаучная модель болезни в разных вариантах: психосоматическом, антропологическом, социокультурном, исходящая из идеи целостности организма, понимания узости ее соматического содержания. И, наконец, в последнее время все большее значение полу част тенденция включения в понятие (модель) болезни экологических и социальных факторов, а также социологического и гуманитарного знания. Естественно, что это возможно лишь на основе синтетического подхода к решению этой проблемы. А эту задачу можно выполнить только с помощью философии.

При рассмотрении четвертого вопроса "Особенности философского знания. Функции философии" в первую очередь определим особенности философского знания.

Особенности философского знания:

  • • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
  • • носит предельно общий, теоретический характер;
  • • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  • • во многом субъективно несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  • • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.

Функции философии:

Функции философии основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

  • • мировоззренческую
  • • методологическую
  • • мыслительно-теоретическую
  • • гносеологическую
  • • критическую
  • • аксиологическую
  • • социальную
  • • воспитательно-гуманитарную
  • • прогностическую
  • - практически-деятельную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, вскрывает противоречия. Конечная задача данной функции расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого -"ценный") заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция - объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы прививать гуманистические ценности, идеалы человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Практически-деятельная функция заключается в том, что философия способствует активному, преобразовательному влиянию на окружающий мир и на самого человека. Философия играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых является важнейшим условием обеспечения существования, функционирования и развития человека.

Философия является общей основой формирования духовного мира личности и играет определяющую роль в становлении личности как специалиста.

Философия занимала и занимает важное место в культуре человечества. Особая связь сложилась между философией и медициной на протяжении длительного исторического периода. Как считал Демокрит, врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей. Не случайно многие известные философы были врачами, и, фактически, все выдающиеся медики были своеобразными философами.

Современная философия и медицина имеют много общего, которое заключается в следующем:

  • • в центре внимания философии и медицины находится человек;
  • • близость к глубинным проблемам бытия, проблемам жизни и смерти;
  • • в изучении человека опираются на общие ценности и ценностные ориентации;
  • • общее исследование проблем, которые связаны с возникновением новых медицинских технологий и др.

Тесная взаимосвязь философии и медицины существовала всегда еще со времен Гиппократа. Медицина давала философам массу эмпирического материала, результатов наблюдений, ставила перед философией новые проблемы. Философия также выполняла по отношению к медицине важные функции. На протяжении всего XX и начала XXI вв. возрастает роль медицины в жизни общества и интерес философов к ее методологическим, социальным и этическим проблемам (клонирование, эвтаназия, медицинский эксперимент и т.д.). Современная медицина все больше сближается с философией в результате того, что в медицинской деятельности появляется ряд новых проблем, которые нуждаются в современном философском осмыслении.

При рассмотрении пятого вопроса, который звучит так: "Основной вопрос философии. Материализм и идеализм - основные направления философии", необходимо определить, как звучит основной вопрос философии. Он звучит так: "Что есть первично?". Обратимся к схеме (см. схема 7)

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Схема 7

Разные ответы в решении этого вопроса в зависимости от того, что определяется первичным, выделяют два основных направления материализм и идеализм.

Материализм признает первичным материальное начало. Он утверждает, что мир по своей природе материальный, вечный. Сознание - вторично. Материальный мир существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от сверхъестественных сил. Материализм в разные исторические эпохи имел следующие формы:

  • • наивный материализм древних мыслителей;
  • • метафизический материализм;
  • • диалектический материализм.

Идеализм признает первичным духовное, идеальное начало, дух, идею, сознание и вторичность природы, материи.

При этом мы видим, что идеализм имеет две формы (см. схема 8)

идеализм имеет две формы

Схема 8

Объективный идеализм признает первичность абсолютной идеи или надмирового духа.

Субъективный идеализм признает первичным сознание отдельного субъекта. Предметы окружающего мира не существуют независимо от нашего сознания.

Между этими противоположными направлениями существует еще одно направление, которое стирает резкие противоречия между материализмом и идеализмом - дуализм.

Дуализм признает материю и сознание, дух и природу, бытие и мышление как два равноправных, независимых друг от друга начала.

К основному вопросу философии относится и вопрос о возможности и способности человека познавать окружающий мир, о границах познания, что составляет вторую сторону основного вопроса философии.

Материализм утверждает, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам. Сознание отражает материальный мир с помощью образа.

Объективный идеализм также признает познаваемость мира, хотя и решает этот вопрос на идеалистической основе.

Философское направление, которое отрицает принципиальную возможность познания мира, называется агностицизм ( греч. а — отрицание, gnosis знание). Сторонники агностицизма являются, как правило, представителями субъективного идеализма. Выделяют такие направления в познании:

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях").

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші