Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Філософія arrow Философия
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Древнеиндийская философия

Центральными понятиями древнеиндийской философии являются Брахман и Атман.

Брахман - высшая объективная духовная реальность, Атмал -всепроникающее субъективное духовное начало. "Я", душа, чистое сознание, которое существует в каждом человеке. Аз мал противостоит Брахману. Таким образом, утверждаюсь неразрывное единство человека с космосом. Кроме того в религиозно-философских учениях очень часто встречаются понятия:

  • • сансара философское чтение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
  • карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы, воздаяния за человеческие поступки, закон причинности;
  • мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души. Единственный путь освобождения от повторяющихся перерождений;
  • ахимса единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему .

Отметьте, что особенностью индийской философии является ее религиозная насыщенность. Главным сборником считаются Веды. Рассмотрим структуру Вед (см. схема 12).

Структура Вед

Схема 12

Сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:

  • 1) ортодоксальные (признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, нъяя, вайшешика;
  • 2) не ортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

Более детально основные школы представлены в схеме (см. схема 13)

основные школы

Схема 13

Рассмотрим основные проблемы школ.

  • 1. Чарвака-локаята. Сторонники этой школы отрицали потусторонний мир и считали своей задачей изучение земного, реально существующего мира. Они стремились доказать отсутствие божественного мира, отрицали существование и ада, и рая, утверждали, что душа человека существует вместе с его телом и умирает одновременно со смертью человека. Они призывали к полноценной счастливой жизни на Земле, а не в божественном мире. Утверждали, что все в мире состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек.
  • 2. Учение вайшешика. Представители этого направления утверждали что мир состоит из качественно разнородных и мельчайших частиц - ану. Все объекты физического мира возникают из них. Сами ану вечны, несотворимы и неуничтожимы. Эти мелкие частички напоминают нам атомы. Одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим чувствам и являются результатом постоянного соединения и разъединения атомов.
  • 3. Школа йоги. Это религиозно-мистическое учение, практическая философия, основателем которой считается Натанджали. Йога в переводе означает соединение, сосредоточение (медитация), выражающее путь или способ практического соединения. В этом учении впервые обращено внимание на психику человека, ее изучение и психологическое обучение на основе положений о медитации. В индийской философии можно проследить тесную связь философии и медицины. Главное произведение индийской медицины - Аюрведа. Главные принципы этой медицины основываются именно на Ведах. Аюрведа не просто знание о сохранении здоровья и жизни, а знание, основанное на мудрости Вед. Тело человека является проявлением священной энергии Пракрита, а сознание Пуруши. Основная роль принадлежит сознанию. Освобождение от болезней зависит от того, может ли человек войти в контакт со своим сознанием, или нет.

Приступая к изучению третьего вопроса "Этико-практическая ориентация философии Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм" следует начать свое знакомство с возникновения китайской философии, которая датируется I тыс. до н. э.. Древнекитайские мыслители в VI11-У вв. до н э. уже выделяли пять стихий, или первоэлементов природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Считалось, что раньше не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос - из него родились два духа Инь и Ян, (Ян - активная мужская сила; Инь - пассивная женская сила), которые занялись упорядочением мира. Уже позже эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші