Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Філософія arrow Философия
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

Эллинистически-римский период (IV в. до н. э. - III в. н. э.)

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства - Эллады. Название греков - эллины. Эпоха, которая началась с этого времени, называется эллинистической, или эллинизмом. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.

Весь старый, привычный уклад жизни рухнул, все менялось. Действительность стала для человека жестокой и враждебной, в силу чего у человека пропала уверенность в завтрашнем дне. Ощущение для этой эпохи - чувство потерянности, ненависти, страха. В эллинистической философии на первый план выходит антропологическая проблематика, вопросы онтологии, гносеологии занимают второстепенное место. Главный вопрос философской мысли этого времени - как быть счастливым, как обрести внутри себя уверенность, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно. Счастье по-гречески звучит как "эвдемония", поэтому философия эллинизма названа' эвдемонистической (ищущей счастья). Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннего эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.) - киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель Диоген (ок. 400 - ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эль кура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Горации.

Основные положении эпикурейской философии:

  • 1. В мире есть место для счастья;
  • 2. Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;
  • 3. Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

Эпикур, задавал вопрос: "Каким образом можно достичь счастья?" Для этого надо устранить препятствие к нему - страх, который является вечным спутником человеческого рода. Из всех существующих страхов Эпикур выделяет три: страх перед богами; страх перед смертью; страх перед судьбой. По поводу первого Эпикур говорит так: боги - бессмертные существа, а значит совершенно блаженные, и не могут повлиять на нашу жизнь. Поэтому их не нужно бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы знаем, что все хорошее и плохое заключается в ощущениях, а смерть - это отсутствие всех ощущений. Смерть не имеет к нам какое-либо отношения. Как раз наоборот: пока мы есть, смерти нет; когда смерть есть, нас нет, поэтому, она и мы - это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, поэтому смерти не надо бояться. Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего не делать, для того чтобы обрести счастья. Надо, говорит, Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страдании.

Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти. Этот пункт учения Эпикура заложил основы гедонистической (от греч. - удовольствие) традиции.

Стоицизм (III в. до н. э. - III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Основоположником стоицизму был Зенон из Китиона.

Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Человек не должен сопротивляться своей судьбе. Главный принцип стоиков - бесполезно противостоять судьбе. Формула стоической философии представлена знаменитым положением: "Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит". Человек совершенно не свободен и прибывает в распоряжении внешних и не зависящих от него сил. Стоицизм связан с именами Сенеки и Марка Аврелия.

Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм Греческое слово "скепсис" переводиться как "исследующий, рассматривающий". Больше всего подходит значение "недоверчивый". Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 - ок. 2701 г. до н. э.) и Секст Эмпирик.

Скептицизм основывается на сомнении. Для скептиков, чтобы достичь счастья, человек должен ответить на три вопроса: 1) какова природа вещей? 2) как к ним относиться? 3) что из этого для нас следует?

На вопрос: "Что есть истина?" - нет достоверных ответов. Несовершенство органов чувств человека, его ничтожность перед величием природы и относительность знания были абсолютизированы.

Основные понятия и термины

Апейрон - первоначало, за Анаксимандром, это нечто нематериальное, беспредельное, безграничное, неопределенное.

Атом - материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Натурфилософия - философское учение о природе.

Архе - первоначало, основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

Гедонизм (греч. наслаждение) этическое направление, согласно которому основой природы человека является его стремление к наслаждению, как подлинному высшему благу. Добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание.

Эвдемонизм - (от греч. блаженство, счастье) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші