Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Філософія arrow Философия
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

"Метафизика и диалектика".

Рассмотрение первого вопроса: "Диалектика и ее историческое развитие. Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм" следует начать с исторического анализа понятия диалектики. Первоначально под диалектикой понималось искусство вести спор, дискуссию, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного потока, вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон). Считается, что первым в философский лексикон термин "диалектика" ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения "первой философией" или "мудростью". В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Диалектика - в современной философии теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод

Схематически структуру диалектики можно изобразить следующим образом (см. схема 46).

Схематически структуру диалектики можно изобразить следу¬ющим образом

Схема 46

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития. Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. alternative чередование) наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.

К альтернативам диалектики относятся:

  • • метафизика:
  • • софистика:
  • • эклектика;
  • • догматизм;
  • • релятивизм.

Метафизика понятие "метафизический" происходит от греческого слова "мета" (после) и "физюс" (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения: первое - философия, второе – диалектический метод познании.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем. что:

  • • метафизика, как и диалектика, является развитой теорией;
  • • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Отличия метафизики от диалектики:

  • • по вопросу связей старого и нового дна пришлет наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
  • • по вопросу о причине движения - согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок, диалектика видит причину движения в противоположностях;
  • • по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); диалектика видит этот переход в виде скачка;
  • • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
  • • в системе мышления диалектический способ мышления сводится к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  • • в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно, по принципу "черное белое";
  • • в отношении к познанию - согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвижения к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью над чувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
  • • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления.

Наряду с диалектикой и метафизикой существуют (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

  • • эклектика;
  • • софистика;
  • • догматизм;
  • • релятивизм.

Эклектика - (от греч. тот, кто выбирает) это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

Софистика - сознательное использование неправильных доводов, которые некорректно подаются как правильные, но воспринимаемого правильным по логической форме.

Догматизм - это способ усвоения и использования знании, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условии жизни.

Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.

Важно осознать, что софистика и эклектика выступают как альтернатива диалектике в логических обоснованиях, а догматизм и релятивизм - это альтернатива диалектике как теории познания.

Рассматривая второй вопрос: "Принципы диалектики. Основные законы диалектики и их роль в философском осмыслении процесса развития" следует отметить, что существуют основные принципы диалектики к которым относят:

  • • принцип всеобщей связи;
  • • принцип развития;
  • • принцип системности;
  • • принцип причинности;
  • • принцип историзма.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Наиболее закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях, например, форма и содержание, причина и следствие,

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Развитие высшая форма движения. В свою очередь, движение -основа развития.

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочено. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • - вечность истории, мира;
  • • его существование и развитие во времени. Как философская наука диалектика имеет своим предметом всеобщие законы. Они раскрывают природу любого развивающегося явления в любой области. Законы диалектики действуют всюду и везде, охватывают все стороны нашей действительности - природу, общество. Поэтому они имеют всеобщее познавательное, методологическое значение. Прежде чем познакомиться с основными законами диалектики дадим определение, что же такое закон? Понятие закона это не только философское понятие. Законы есть в любой науке, в природе, обществе, есть законы мышления. Закон - это внутренняя и устойчивая необходимая, повторяемая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. За схемою (см. схема 47) прокомментируйте определение закона.

Форма всеобщей связи явлений

Схема 47

Можно выделить три группы законов. Обратимся к схеме (см. схема 48).

Классификация законов

Схема 48

В диалектике как теории развития существуют три закона:

  • 1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия).
  • 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  • 3. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). За схемою это выглядит так (см. схема 49).

В диалектике как теории развития существуют три закона:

Схема 49.

Каждый из законов имеет методологическое значение, т.е раскрывает ту ли иную сторону механизма развития. Это выглядит так (см. схема 50).

Каждый из законов имеет методологическое значение, т.е раскры¬вает ту ли иную сторону механизма развития.

Схема 50

Рассмотрим эти законы.

Первый закон диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Как видим из схемы (см. схема 51) закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Что есть причиной развития". Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, который разрешается исчезновением старого и возникновением нового.

Первый закон диалектики

Схема 51

Объяснением есть то, что каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции, например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, болезнь и здоровье, вдох и выдох, реакции соединения и разложения в химии, молодость и старость, интересы борющихся классов в обществе и т. д.

Для современной медицины значение имеет рассмотрение проблемы болезни как единства и борьбы противоположных процессов: слом физиологических механизмов под воздействием чрезмерных раздражителей и активизация компенсаторных механизмов. Таким образом, болезням свойственны две противоположные тенденции - разрушение, которое связано с чрезмерным раздражителем, и обновление под действием защитных сил организма (это выработка антител, фагоцитоз, тканевая устойчивость).

Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга (см. схема 52).

Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга

Схема 52

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Они возникают, развиваются, проходят определенные стадии, ступени развития. Бывают следующие противоречия (см. схема 53):

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Они возни¬кают, развиваются, проходят определенные стадии, ступени развития. Бывают следующие противоречия

Схема 53

Второй закон диалектики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Как происходит переход от старого к новому?". Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий "качество", "количество", "мера", "скачок".

Качество - философская категория для выражения специфики вещи, определенных характеристик и связей предмета. Качество - это граница, в рамках которой существует данный предмет и сохраняет свою качественную определенность.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Количество и качество диалектически взаимосвязаны. Примером может быть Ог и Оз. Более глубоко связь количества и качества определяется с помощью категории меры.

Мера - единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные (см. схема 54).

Мера

Схема 54

Понятие "мера" имеет большое значение для медицины. Философское понятие "меры" в медицине используется в виде медицинского понятия "норма".

Норма - это биологический оптимум для человека психосоматического (функционирования живой системы организма, его нормальное физиологическое функционирование.

Процесс перехода в новое качество осуществляется путем скачка.

Скачок - это момент, способ превращения одного качества в другое (см. схема 55).

СКАЧОК - КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО КАЧЕСТВА К ДРУГОМУ

СКАЧОК - КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО КАЧЕСТВА К ДРУГОМУ

Схема 55

Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, разрешение назревших противоречий, скачков (см. схема 56).

Виды скачков

Схема 56

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) -скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Нельзя не заметить и обратную связь. Наряду с переходом количества в качество происходит и обратный переход - качества в количество. Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других "количеств".

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное значение для медицинской науки и практической деятельности врача. Врач должен иметь правильное представление о качественных характеристиках той или иной болезни, об особенностях больного организма.

Третий закон диалектики.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и отвечает на вопрос: "В каком направлении происходит развитие?". Суть закона заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. "Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов (см. схема 57).

Закон отрицания отрицания

Схема 57

Категория "отрицание" отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Схематически это можно изобразить таким образом (см. схема 58).

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ - КАК РАЗРЕШАЮЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ - КАК РАЗРЕШАЮЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Схема 58

Например:

  • - Развитие человека происходит на основе постоянного отрицания, эмбриональное формирование отрицается младенчеством, младенчество - подростковым возрастом, последнее - юностью, она - зрелостью, затем - старостью. Как видим организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
  • - исторический процесс идет по восходящему направлению развития,, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Обратим внимание на то, что понимание, отрицания метафизикой и диалектикой очень существенно отличаются. Это различие состоит в следующем:

  • 1. На вопрос, каковы причины отрицания, метафизика отвечает, что отрицание вызывается внешними причинами. А диалектика утверждает, что причины отрицания заключены в развитии внутренних противоречий.
  • 2. Отвечая на вопрос: "На любом ли этапе развития возможно отрицание?", метафизика отвечает на любом. А диалектика считает, что отрицание возможно лишь тогда, когда противоречия назрели, когда количественные изменения подошли к границе меры.

Всё ли уничтожается в процессе отрицания: метафизика дает положительный ответ уничтожается все. А диалектика - наоборот, считает, что уничтожается только изжившая себя форма, сохраняется вес жизнеспособное.

На вопрос: "К чему приводит отрицание?", метафизика отвечает: "К прекращению развития данного явления". А диалектика учит, что отрицанием явление в своем развитии поднимается на новую, высшую ступень.

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Изучая третий вопрос "Универсальные связи бытия и категории диалектики" следует обратить внимание на то, что категориями (с греческого языка означает высказывание, свидетельство) называются наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания. При этом следует отметить, что истоки учения о категориях уходят в далекое прошлое. Обратимся к схеме (см. схема 59).

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О КАТЕГОРИЯХ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О КАТЕГОРИЯХ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Схема 59

Все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны, находят свое выражение в их "парности":

  • • единичное, особенное, всеобщее;
  • • причина и следствие;
  • • необходимость и случайность;
  • • возможность и действительность;
  • • сущность и явление;
  • • структура, форма и содержание

Категории диалектики формируются на основе практики, через них отражается вся действительность. Выделяют:

  • - категории познания: единичное, особенное, общее; сущность, явление;
  • - категории связи: форма и содержание; целое и частное; элемент, система, структура;
  • - категории детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Категории диалектики находятся в тесной связи с ее основными законами, основные законы диалектики обнаруживаются и формулируются только через определенные категории, а иначе они никак не могут быть выявлены.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Категории единичное, особенное, всеобщее.

Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.

Свойства, приятие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Рассмотрим это на примере.

Все реальные предметы единичны. Общее в отличие от единичного характеризуется чертами сходства и подобия предметов (см, схема 60).

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) КАК МОМЕНТЫ ПОЗНАНИЯ КОНКРЕТНОГО

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) КАК МОМЕНТЫ ПОЗНАНИЯ КОНКРЕТНОГО

Схема 60

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве, их связь носит противоречивый характер, поскольку они полярно противоположные стороны реальных процессов. Они отрицают но, и взаимно обусловливают друг друга. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Категория "особенное" - общее для группы предметов, которое одновременно являются отличительным. Приведем пример. Разум человека является общей особенностью всех homo sapiens, с одной стороны, а с другой - разум выделяет наш биологический вид среди других приматов. С точки зрения медицины любое заболевание как такое, имеет черты общие и отличительные. Болезнь как нозологическая единица выступает при этом как особенное, как то, что даст возможность отнести это заболевание к соответствующей нозологической единице (общее для всех больных такого типа) и отделить это заболевание от остальных. Медицинская традиция утверждает, что врач должен "лечить не болезнь, а больного". Но болезнь является одновременно и общим и единичным. Поэтому в своей практической деятельности врач должен основываться на учете единичного и общего в норме и патологии.

Категории сущность и явление

Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.

Сущность - это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл, совокупность глубинных связей. Например, сущность человека - в его социальности.

Явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Оно наблюдаемое, подвижное и изменчивое. Понятие явление определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума. Процесс познания идет от явлений к сущности.

Категории сущность и явление имеют важное значение для медицины. Болезнь всегда представляет единство сущности и явления. Не сущностью выступают определенные анатомо-физиологические изменения в больном организме. Внешними проявлениями выступают симптомы. Врачебное познание начинается с изучения симптомов, затем ставится формальный диагноз, т.е. определяется нозологическая форма заболевания. Затем врач переходит к диагнозу больного, т.е. выяснению специфических проявлений заболевания у данного больного. Таким образом, диагностический процесс идет от познания внешних явлений к раскрытию глубинных анатомо-физиологических изменений, составляющих сущность заболевания данного организма.

Категории содержания и форма

Категории содержания и форма также отражают существенные стороны объективной связи и развития мира.

Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление.

Форма - это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание всегда оформлено, а форма содержательна. Содержание и форма - понятие диалектические. В чём выражается их диалектика?

  • 1. Содержание определяет форму.
  • 2. Содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие.
  • 3. Новое содержание сбрасывает устаревшую фору и заменяет ее новой формой, соответствующей содержанию.
  • 4. Форма активно влияет на развитие содержания: новая ускоряет, устаревшая тормозит развитие. Обратимся к схеме (см. схема 61).

Форма активно влияет на развитие содержания: новая ускоряет, устаревшая тормозит развитие.

Схема 61

Близкими к категориям "содержание" и "форма" выступают медико-биологические понятия структура и функция. Так врач должен рассматривать здоровый и больной организм как единство функции и структуры, физиологии и морфологии.

Категории причина и следствие

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Эти явления оформляются у принцип причинно-следственной связи. Это принцип детерминизму, согласно которому природные, общественные, психические явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Из двух явлений, если одна из них является источником изменений или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе следствием. Обратимся к схеме (см. схема 62).

ДИАЛЕКТИКА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

ДИАЛЕКТИКА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

Схема 62

Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему.

Следствие — это то, что следует за причиной.

Между причиной и следствием могут быть разные соотношения. Рассмотрим их.

1. Одно и тоже следствие может быть вызвано несколькими причинами (см. схема 63).

Схема 63

Например, головная боль может быть следствием нескольких причин: солнечного удара, высокого или низкого давления, температуры, и др.

2. Одна причина может привлечь за собой несколько следствий (см. схема 64).

Схема 64

Например, дождь может стать причиной нескольких следствий: грязи на улице, изменения температуры, повышения уровня воды, повышения влажности.

3. Одна причина может вызвать целую цепочку следствий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений:

П —► Сі —► Сг —- С3.....

Например, солнечный удар может вызвать цепь следствий: повреждение коры головного мозга, это повреждение может вызвать потерю сознания человека, а потеря сознания может вызвать падение человека на землю, это падение может стать причиной сотрясение мозга и т.д. Здесь, как вы заметили, следствие становиться причиной следующего явления.

Кроме того, причиной может стать цель, которая может стать импульсом действий. Например, цель построить дом становиться причиной строительства дома.

Выделяют также условия - обстоятельства, которые помогают или мешают действию причины. Условие, которое не имеет прямого отношения к следствию и принято за причину, называют поводом. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

Причинная обусловленность всех явлений называется детерминизмом (от лат. "determinare" - определять). Идеалисты противопоставляют детерминизму индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений объективного мира, во всем господствует одна случайность.

Категории случайность и необходимость

Причинно-следственная связь может иметь необходимый или случайный характер.

Необходимость - это такая связь явлений, которая обязательно вытекает из внутренних взаимоотношений и обуславливается предшествующим развитием. Необходимость - это то, что обязательно должно произойти при надлежащих условиях, то что закономерно и предопределено существенными причинами.

Случайность - такая связь явлений, которая вытекает из внешних, несущественных взаимоотношений, т.е. то, что может или не может случиться.

Например, если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, могла и не быть. С другой стороны если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Примером может служить также несчастные случаи: производственные травы, дорожные аварии. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Но следует учитывать, что любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным. Что относиться к заболеванию человека, то оно является одновременно и необходимым, и случайным. Врач должен учитывать это в своей практической деятельности.

Категории возможности и действительности

Возможность - это совокупность предпосылок для возникновения нового явления, которое содержится в данном явлении. Это то, что пока не существует, но может осуществиться при определенных условиях.

Действительность - это существование какого-либо явления, это реализованная возможность, то, что уже возникло, существует и развивается. Обратимся к схеме (см. схема 65).

Так, каждый организм имеет возможность заболеть. Но эта возможность еще не является болезнью. Возможность заболевания становится действительностью только тогда, когда под действием патогенных факторов при соответствующих условиях возникает и развивается патологический процесс. Обратим внимание на то, что возможность превращается в действительность только в том случае, когда создаются для этого необходимые условия. Это особенно важно в медицине. Каждый здоровый организм имеет возможность заболеть в связи с наличие множества патогенных факторов. Поэтому врач, исходя из знания этиологии болезней, обязан применить необходимые профилактические меры на пути патологии. Лучшее лечение - это профилактика, которая опирается на знания защитных физиологических механизмов организма.

ДИАЛЕКТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО И ВОЗМОЖНОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ДИАЛЕКТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО И ВОЗМОЖНОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

Схема 65

Категории часть и целое

Категории часть и целое отражают отношения между совокупностью предметов (элементов) и связью, которая их объединяет.

Целое - это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется признаками и закономерностями, которые не свойственны отдельным частям целого.

Часть это элемент целого. Они относительны, взаимно переходят друг в друга, но в то же время они противоположны друг другу.

В медицине диалектика части и целого проявляется в проблеме местного и общего в развитии патологии. При решении вопроса: "Является ли болезнь целостным или местным процессом?" современная медицина рассматривает болезнь как целостное явление, охватывающее весь организм, но в то же время она поражает отдельные органы, ткани, подсистемы заболевшего организма.

Основные понятия и термины

Единичное - индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Закон - категория, которая характеризует постоянную, общую связь между предметами и явлениями.

Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречии. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречии, к исчезновению старого и возникновению нового.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

Закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития, показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Мера - философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.

Метафизика - ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Случайность - это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Необходимость - явление, которое имеет причину в самом себе, и при наличии определенных условий, обязательно происходит.

Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, представление лжи вместо истины.

Случайность - явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти.

Содержание совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет.

Структура - взаиморасположение, связь элементов целого.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки.

Форма - структура содержания, внутренне присущая ему.

Часть - относительно самостоятельный элемент целого.

Элемент - это относительно неделимая часть целого.

Эклектика - беспринципное, механическое объединение в единое целое несовместимых между собой идей, связей и отношений.

Явление - более изменчивая, подвижная, внешняя сторона предметов, это форма, в которой обнаруживается сущность.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші