Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Філософія arrow Философия
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

"Теория познания"

При раскрытии первого вопроса "Природа и назначение процесса познания" заметьте, что познание нужно рассматривать, как деятельность человека которая направлена на приобретение знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества. Таким образом, познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познание - это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания. Это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.

Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют-гносеология. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию содержательному, глубокому. Гносеологию интересуют пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Познавательная активность, в конечном счете, направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане, неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью.

При раскрытии второго вопроса "Основные положения теории познания. Субъект и объект познания" особое внимание обратите на то, что сам процесс познания осуществляется путем взаимодействия трех компонентов: субъекта, объекта и содержание познания (знание).

Объектом познания стают те предметы, явления и процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей. Чем же объект отличается от объективной реальности? Тем, что объективная реальность - это все существующее независимо от сознания человека. Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и фактического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Субъектом познания есть тот, кто осуществляет познавательную Деятельность. Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых) или общество в целом.

Отсюда познание - это процесс взаимодействие между субъектом объектом, цель которого заключается в получении информации.

Рассматривая третий вопрос "Разнообразие видов познания: чувственное- познание, рациональное" заметьте, что с точки зрения, традиционно выделяют две разновидности познания: чувственное и рациональное на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания и др. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.

Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Рациональное познание называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.

Схематично это можно представить следующим образом (см. схема 66).

Механизм познавательного процесса

Механизм познавательного процесса

Схема 66

Весь процесс движения познания к цели (практике) можно представить так: "От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике".

Живое созерцание - это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений.

Абстрактное мышление - это логическое, рациональное познания в формах понятий, суждений, умозаключения. На практике идет проверка наших знаний доводиться их истинность и в то же время практика дает новые объекты для познания.

Схема структуры процесса познания (см. схема 67), данная ниже, является достаточно условной, так как в ней не представлена, например, интуиция - непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема даст правильное представление об основательных формах процесса познания.

Схема структуры процесса познания

Схема 67

Ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия предметов на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека. Значение чувственного познания особенно велико в медицинской практике, поскольку именно с него начинается диагностика (осмотр, пальпация, перкуссия).

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно.

Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное, логичное) познание.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие Из понятий строятся все логические рассуждения.

Понятие - это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности; "болезнь" обозначает нарушение структуры органа или организма). Каждая наука, медицина в том числе, это система понятии (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология и др.).

Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.

Следующая ступень рационального познания - суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую связки отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: "Все учащиеся в университете - студенты".

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение.

Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение: "Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я - студент". Примером может быть определение сущности заболевания. Для этого необходимо выявить и выучить симптомы, анамнез, данные лабораторного обследования. На основе сопоставления суждений делается вывод, то есть ставиться диагноз.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию.

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании.

Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм.

Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

При рассмотрении четвертого вопроса "Проблема истинности познания. Виды истины" следует напомнить, что одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос "Познаваем ли мир?" четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знания. В историческом развитии это выглядит следующим образом (см. схема 68).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА

Схема 68

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: "Что есть истина?". Это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знания.

Существуют различные трактовки понятия "истина". Для одних истина - это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, эффективности его использования на практике.

Так, что же такое истина?

Истина - это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего се субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с декретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Обратимся к схеме (см. схема 69).

Истина

Схема 69

Существуют понятия "объективная истина", "относительная истина" и "абсолютная истина", которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

В наших знаниях всегда присутствует элемент точного знания, который не может быть отброшен последующим развитием познания. Такое содержание человеческих знаний представляет абсолютную истину.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Примером могут быть исторические даты, конкретные научные факты.

Знание, в котором содержатся лишь зерна абсолютной истины, в которой непрерывно что-то уточняется, изменяется, представляет собой относительную истину.

Относительная истина - это такое знание, которое неполно, неточно, приблизительно верно отражает объект, знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

В таком знании множество субъективных моментов, но в чем-то оно содержит представления, которые в значительной степени лишены субъективизма, т.е. тождественны объекту. Другими словами, любое знание - это и объективная, и субъективная истина одновременно. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.

Абсолютная и относительная истины существуют в неразрывном единстве, это моменты одной объективной истины.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Кроме того, истина всегда находится в развитии, поэтому имеет не абстрактный, а конкретный характер. Догматики игнорируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

В медицине зависимость истины от конкретных условий познания проявляются на каждом шагу. Одно и то же заболевание у разных больных может проходить по-разному в зависимости от многих факторов. Одни и те же лекарства могут по-разному влиять на организм разных больных в зависимости от их личных морфофизиологических и других особенностей. Поэтому диагноз всегда должен быть конкретным - не диагнозом болезни, а диагнозом больного.

Процесс познания истины невозможно понять без учета того, что в процессе познания истины всегда имеются ошибки, заблуждения, порождаемые как сложностью познаваемых объектов, так и односторонностью используемых средств и методов познания. Отсюда истина и заблуждение - это диалектические противоположности познания, которые переходят друг в друга, отрицают друг друга, но не могут существовать друг без друга. Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Кроме того, следует отличать друг от друга такие понятия как, ложь и заблуждение. Ложь - это преднамеренная неправда, которая осознана, продумана и целенаправленно возводит заведомо не правильные представление в истину. А заблуждение не является преднамеренным.

Что же служит критерием истины?

Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика.

Практика - это целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Обратимся к схеме (см. схема 70).

Роль практики в познании

Схема 70

Под практикой следует понимать деятельность, изменяющая мир. Практика выступает критерием истины. Проверка наших знаний, отделение истинных положений от ложных совершается только на практике.

При изучении последнего вопроса "Специфика научного познания. Методы и формы научной познавательной деятельности" необходимо уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.

Наука, представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объектив но-значимых знаний. В этом аспекте наука — это развивающая система знаний. Это система проверенных практикой теоретических знаний про мир. Главною ценностью в науке стает истина. Обратимся к схеме (см. схема 71).

ПОНЯТИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЕ НАУКИ

Схема 71

Научное знание отличается от обыденного знания следующим:

  • • наука имеет особый объект реальности;
  • • наука имеет свой язык, который является необходимым условием научного исследования;
  • • системностью знаний;
  • • способом построения знаний;
  • • методами познавательной деятельности.

Целями науки являются: исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет се изучения.

Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: - объективность:

  • - системность;
  • - обоснованность;
  • - эмпирическая подтверждаемость;
  • - социальная направленность;
  • - связь с практикой.

Научное познание строиться на субъектно-объектных отношениях, главной чертой этих отношении выступает научная рациональность.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы (см. схема 72,73).

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы

Схема 72

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Схема 73

В научном познании различают два уровня: эмпирический н теоретический.

Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию. Характерною чертою такого уровня есть его связь с чувственным восприятием. Эмпирические знание выражаются и связаны с такими элементами как эмпирический факт, данные наблюдения, показание приборов, которые могут быть записаны в протокол, в таблицы или оформлены графически. Эмпирическому уровню характерны такие виды работы как складывание различных графиков, схем, диаграмм, карт про объект, который интересует исследователя.

К основным методам и формам эмпирического познания относятся:

  • - наблюдение;
  • - эксперимент;
  • - моделирование;
  • - научный факт.

Наблюдение - начальный этап эмпирического исследования, который состоит в получении чувственных данных про объект познания. В процессе наблюдения получают знания про внешний вид, качества объекта

Эксперимент - (латинское слово "экспериментум" буквально означает пробу, опыт) научно поставленный опыт, испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, для чтобы было меньше препятствий в получении настоящей информации. Эксперименту предшествует соответствующая подготовительная работа: разрабатывается программа эксперимента, если нужно, то изготовляются специальные приборы, измерительная аппаратура.

В отличие от наблюдения, эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов путем создания условий. Составляющими эксперимента являются: экспериментатор, изучаемое явление, приборы. Важнейшим моментом эксперимента являются измерения, они позволяют получить количественные данные.

В современных условиях эксперимент чаще всего производится группой исследователей, которые действуют согласованно.

Моделирование метод исследования, при котором объект исследования заменяется другим объектом (моделью), который похож на оригинал. Моделирование применяется тогда когда возникают трудности работы с оригиналом.

Факт - это объективно существующее действие, явление, предмет. Это то, что сеть теперь или было в прошлом. Научный факт - это тот же самый предмет или явление, но описывается исследователем с помощью специального языка. Научный факт должен соответствовать реально существующему предмету. Факты играют большую роль в подтверждении или отрицании той или иной теории.

Высшим за эмпирический уровень научного познания, есть теоретический. Как уже отмечалось на эмпирическом уровне происходит накопление и изучение конкретного материала, факта. На теоретическом уровне человек познает сущность предметов на уровне законов и закономерностей объективной реальности.

К основным методам теоретического познания относятся:

  • - анализ и синтез;
  • - индукция и дедукция;
  • - гипотеза;
  • - теория;
  • - формализация;
  • - исторический метод;
  • - логический метод;
  • - научное предвидение.

Анализ это метод исследования, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Эти методы различны и в известном смысле противоположны, но вместе с тем они неразрывно связаны друг с другом. Они представляют различные стороны единого целостного процесса познания. Все науки пользуются методами анализа и синтеза.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - это, метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Эти методы различны, но также взаимосвязаны друг с другом и составляют различные стороны единого процесса познания. Оба эти метода базируются на наличии связи общего, особенного и единичного.

Индуктивный метод имеет большое значение в науках опирающихся на опыт, когда идет накопление фактического материала и его обобщение.

Дедуктивный метод необходим в теоретических науках, когда делаются логические умозаключения применительно к частным фактам.

Гипотеза - это научное предположение, способ мышления в целом, который предусматривает развитие и доказательства предположения.

Построение гипотезы - необходимый путь к созданию научной теории. Сначала научное понимание явлений формулируется как гипотеза. Теоретически доказана и подтвержденная на практике гипотеза стает научной теорию. Приведем пример. Так гипотеза про атомистическое строение вещества появилось еще в древней Греции (Демокрит, Левкипп). С конца XIX в. эта гипотеза стает научною теорию. В 1897 году английский физик Томсон подтверждает реальное существование атомов.

Теория - представляет собой достоверное знание, т. е. такое знание, истинность которого доказана и проверена общественной практикой.

Формализация - закрепление результатов познания в точных понятиях и утверждениях.

Научное знание разворачивается по схеме: проблема - гипотеза -теория (см. схема 77).

К методам теоретического уровня научного познания относят:

Исторический метод - метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития

Логический метод является особым методом отражения того же реального исторического процесса, в .теоретической форме, в системе понятий.

Научное предвидение - основано на познание законов объективного мира, знание о том, что будет происходить или будет открыто в будущем.

В познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. Мы идем от конкретного (в чувственном созерцании) к абстрактному (в отвлеченных понятиях) и от него вновь к конкретному.

Совокупность методов и способов познания создают научную идеологию.

Ниже приведенная схема (см. схема 74) дает возможность определить основные методы познания, обратите внимание на эмпирико-теоретический уровень, который определяет квалифицированную деятельность врача.

основные методы познания

Схема 74

Схема 75

Основные понятия и термины

Агностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Анализ - разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Гностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Гносеология - изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а также его критерии.

Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом. Объектом познания - называется то, на что направлено познание, то, что познается.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания.

Наука - система знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях.

Научная картина мира система теоретических взглядов о свойствах и закономерностях мира, вырабатываемая путем: обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Научное познание - сложный, неразрывно связанный с практикой, процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности.

Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и практического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Дознание - это процесс взаимодействие между субъектом и объектом, цель которого заключается в получении информации.

Практика - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Рационализм - это философское направление, признающее разуй основой познания и поведения людей.

Сенсуализм - главную роль в познании отводит чувствам.

Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории.

 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси
Інші