Навігація
Головна
ПОСЛУГИ
Авторизація/Реєстрація
Реклама на сайті
 
Головна arrow Література arrow «Ромео и Джульетта»: философское осмысление романтической любви
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >

"Что есть любовь?"

Этот фрагмент посвящен определениям любви и тому, как любящие в процессе любовной истории размышляют о ней. Этот свидетельствует о том, что любящие (вольно и/или невольно) порой размышляют о сущности и природе любви.

Ромео говорит: "безумье от угара". Напомню, что одно из семантических значений "угар" состоит в следующем: "летучая субстанция, которая распространяется в воздухе, мешая видеть и дышать". У любящих в состоянии "угара" закрыты глаза на всякого рода недостатки, но не столько из-за того, что не хочет, а потому, что у них "трезвое опьянение".

Идея "трезвого опьянения" сформировалась еще во времена греческого апологета Оригена и проходит красной нитью (латентно и/или имманентно) через всю историко-философскую традицию. Наиболее последовательно и впечатляюще, по мнению И. Алфеева, эту теорию развивает Исаак Сирин: "при сильном и божественном желании человек начинает возбуждаться к божественной любви и сразу становится опьянелым от нее, как вином; расслабляются все члены его, мысли его находятся в постоянном недоумении, сердце его отводится в плен к Богу; и таким образом, как сказал я, уподобляется тому, кто излишне выпил вина" [1]. В приведенной цитате речь идет скорей всего о любви к Богу, но подобную параллель можно провести и в контексте любви между мужчиной и женщиной. Любящие "опьянелые" от переполнения чувств друг ко другу, полны счастья, радости и страсти.

Любовь названа игрой, не просто игрой, а игрой с огнем. Стоит отметить, что огнем называют не только любовь, но и ревность. Однако нужно сказать, что есть и такое мнение в данном контексте: "ревнуйте на здоровье, если ревность используется как маленький и "озорной" элемент в многообразии любовной игры в лучшем смысле, то есть как творческого процесса, и не превращается в "демоническое оружие" грубой страсти. При этом отношение к ревности будет игриво-ироническое и несерьезно-трагическое с обеих сторон, потому что ее ядовитое жало будет сначала "изъято". Но это уже, конечно, не та разрушительная ревность, с которой испокон веков связаны страдания, трагедии и преступления. Ревность - игра, которая оживляет, обновляет и разнообразит чувства, дарит радость и удовольствие чувством любви. Однако все это доступно только влюбленным, которые сумели подняться над "демонической ревностью".

По нашему мнению, намеренно придумывать для того или иного участника романтического дискурса поводы для ревности - это все равно, что пробовать разложить костер в доме "не подожжет ли он то, что в квартире?". Любовь подобна огню, и ревность также, но подстрекание, попытки "увеличить" первое могут привести, скорей всего, к тому, что чувства погаснут и остынут (подобно практике тушения лесных пожаров, которые называют отжигом, или встречным огнем). Нет, любовь сама сильна и мудра для того, чтобы дать любящим испытания и страдания. По своей природе любовь сама по себе онтологически выдвигает ряд преград и "экзаменов" на терпение, прощение, доверие, милосердие каждому из участников дискурса любви.

В контексте шекспировских слов "раздумье - необдуманности ради" поднимается вопрос о связи любви и рассудка. С точки зрения философии, - подчеркивает 3. Бауман, - "любовь боится рассудка; рассудок боится любви. Одно упорно старается обойтись без другого. Но когда это удается, жди беды. Таковы в самом кратком изложении превратности любви. И разума. Отделение их друг от друга означает катастрофу. Но в их диалоге, если он случается, редко рождается приемлемый modus vivendi. Разум и любовь говорят на разных труднопереводимых языках; обмен словами приводит, скорей, к углублению взаимного несогласия и подозрительности, чем к истинным пониманию и симпатии.

На самом деле любовь и рассудок гораздо реже обмениваются мнениями, они просто стараются перекричать друг друга. Рассудок изъясняется лучше, чем любовь, и поэтому ей мучительно сложно, если не невозможно вовсе, отстаивать свои права. Словесные поединки заканчиваются, как правило, победой рассудка и уязвлением любви. В споре любовь проигрывает. Пытаясь вынести приговор, который рассудок признал бы обоснованным, любовь издает звуки, которые он считает бессвязными; в лучшем случае любви следует действовать молча" [2].

Любовь - это бытие всегда "на пределе", "на грани", в том числе в плане применения рассудочных актов и рациональных рефлексий. Безусловно, романтическая любовь при всей ее нежности, страстности, заботливости не может отказаться от знаний, размышлений, но вместе с тем, она не ставит их "во главу угла" своего бытия; это же касается и отношений между любящими. Любящие могут и должны рассуждать, но у них эта человеческая способность радикально трансформируется и тем самым отличается от людей вне дискурса любви.

"На мой взгляд, существуют, по крайней мере, три восходящих к одной точке причины, по которым диалог между рассудком и любовью

обречен на неудачу. Начнём с того, что любви важны ценности, тогда как рассудку - польза. Любви мир видится набором ценностей, а с точки зрения разума он выглядит собранием полезных объектов. Мы часто смешиваем два этих качества - "ценность" и "пользу" - и это, мнению 3. Баумана, приводит в тупик: разве вещь ценна не тем, что она полезна? Это, конечно, говорит рассудок - и говорит он это с момента своего пробуждения в античных диалогах Платона. С тех самых пор рассудок упорно пытался и пытается аннексировать понятие ценности и отбросить все противящееся этой аннексии; зачислить "ценность" на службу "полезности"; подчинить ей "ценность" или хотя бы представить "ценность" дополнением к "полезности"

Теперь рассмотрим смысл определения любви как единства яда и противоядия. Пожалуй, в этом контексте раскрывается и амбивалентность, и парадоксальность природы любви: по содержанию и/или по форме. Яд - останавливает все, противоядие - приводит в движение. Следовательно, о любви можно говорить, как о динамической статике - в ней есть динамика и статика, покой и движение, в ней мы взаимно "обогащаемся" и взаимно становимся "беднее". Любовь как "яд" помогает в нашем сознании победить разного рода ее "слабости", точнее ее дискурса, , но вместе с тем, она как "противоядие" раскрывает нас самих совсем по-новому, так нас преображает, что мы для окружающих становимся иными, хотя на самом деле у нас, благодаря любви к Другому, обретается подлинное "Я". В этой связи уместно будет вспомнить мысль Э. Фромма о том, что "любовь возможна только в том случае, когда двое общаются друг с другом на максимально глубоком уровне существования, и поэтому, каждый из них переживает себя на этом уровне... Любовь, которая таким образом переживается, - это постоянный вызов, это не место отдыха, а движение, развитие, совместная работа. И даже неважно, что сейчас в дискурсе любви - гармония или конфликт, радость или грусть; все это имеет второстепенное значение по сравнению с тем главным, что двое переживают себя из своей самой глубины своего существования" [3].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что романтическая любовь при всей ее нежности, страстности, заботливости не может отказаться от рациональных рефлексий и рассудочной деятельности, но вместе с тем, она не ставит их "во главу угла" своего бытия; это же касается и отношений между любящими личностями.

  • [1] Епископ Пларнон (Алфеев). Об основных богословских темах и об эсхатологии преподобного Исаака Сирина / Епископ Илларион (Алфеев) // Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты; / пер. с сирийс., прим., предисл. и послесл. епископа Илариона (Алфеева)]. - 4-е изд. - СПб: Изд-во Олега Абышко, 2008. - С. 133-134.
  • [2] Бауман 3. Нужен ли любви рассудок? / 3. Бауман // Индивидуализированное общество / пер. с англ, под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - С. 205.
  • [3] Бауман 3. Нужен ли любви рассудок? - С. 207.
 
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter
< Попередня   ЗМІСТ   Наступна >
 
Дисципліни
Агропромисловість
Банківська справа
БЖД
Бухоблік та Аудит
Географія
Документознавство
Екологія
Економіка
Етика та Естетика
Журналістика
Інвестування
Інформатика
Історія
Культурологія
Література
Логіка
Логістика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Нерухомість
Педагогіка
Політологія
Політекономія
Право
Природознавство
Психологія
Релігієзнавство
Риторика
РПС
Соціологія
Статистика
Страхова справа
Техніка
Товарознавство
Туризм
Філософія
Фінанси